Национальный банк Казахстана отмечает нарушения прав и законных интересов потребителей финансовых услуг банками второго уровня, сообщила пресс-служба Нацбанка.
В июле-сентябре по итогам выявленных нарушений три банка оштрафованы, к 11 банкам принято 14 ограниченных мер воздействия – 12 письменных предписаний и два письменных предупреждения.
По результатам проведенного Нацбанком за III квартал 2017 года анализа установлено, что банки не соблюдают ограничения при исполнении платежных требований в пределах 50% от суммы денег, находящейся и поступившей на банковский счет физлица. По нормам законодательства с 1 января 2017 года физлица могут распоряжаться суммой денег в размере 50% от остатка денег после исполнения платежного требования, предъявленного на текущий счет физлица для взыскания задолженности по договору банковского займа. Необходимость в приостановлении всех расходных операций до полного погашения обязательств по данному платежному требованию, если нет других требований и ограничений к текущему счету клиента, отсутствует, говорится в сообщении.
"Если к текущему счету физлица предъявлено несколько платежных требований, их исполнение производится в календарной очередности в порядке их поступления в банк. При этом исполнение очередного платежного требования осуществляется после полного исполнения предыдущего. Так, если банк произвел окончательный платеж по платежному требованию с поступившей суммы денег и в банке имеется очередное платежное требование, то банк осуществляет его первичное исполнение в размере 50% от суммы остатка денег, находящихся на текущем счете. Клиент может воспользоваться суммой денег, оставшейся от исполнения очередного платежного требования", – говорится в информации.
Банки проверяют поступающие решения уполномоченных госорганов, должностных лиц или судебных исполнителей об аресте счета и приостановлении расходных операций на соответствие реквизитов клиента, указанных в них, реквизитам клиента банка (наименование или фамилии, имени, отчества, ИИН (БИН) и ИИК) и возвращает в течение трех операционных дней инициаторам без исполнения решения в случае несовпадения, указывается в информации.
Банки также допускают нарушения сроков представления информации по запросу заемщика в период обслуживания договора банковского займа.
В этот период банк по запросу клиента или залогодателя в течение трех рабочих дней со дня получения запроса предоставляет ему безвозмездно, письменно, с указанием суммы основного долга, вознаграждения, комиссии, неустойки и иных видов штрафов сведения о сумме, выплаченной банку, размере просроченной задолженности, остатке долга и размерах и сроках очередных платежей не чаще раза в месяц – информацию о распределении поступающих денег клиента в счет погашения задолженности по займу и размер причитающейся к возврату суммы при частичном или полном досрочном возврате займа, разъясняет Нацбанк.
Кроме того, указывается в информации Нацбана, банки нарушают порядок ведения документации по предоставленному кредиту, неправомерно выдают потребительские займы при превышении максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика, необоснованно налагают арест на банковский счет клиента, предоставляют в кредитное бюро недостоверные сведения.
Нацбанк напоминает потребителям финансовых услуг, что при нарушении их прав они могут обратиться в Нацбанк, его общественную приемную, в том числе мобильную версию общественной приемной – "НБК Online", в филиалы Нацбанка к банковскому омбудсману.