Национальный банк РК провёл мониторинг и анализ допущенных банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг за IV квартал 2018 года.
Так, за указанный период регулятор применил 56 санкций и ограничительных мер воздействия.
В частности: 23 санкции в виде наложения и взыскания административных штрафов; 33 ограниченных меры воздействия в виде письменных предписаний.
Результаты проведённого анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются условия: обслуживания банковских займов, платежей и переводов денег, обслуживания банковских счетов.
По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:
– невыполнения обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами;
– утери оригиналов документов по договору банковского займа из кредитного досье;
– предоставления недостоверных сведений по заёмщику в кредитное бюро;
– отсутствия согласия субъекта кредитной истории на предоставление информации о нём в кредитное бюро;
– получения кредитного отчёта по клиенту банка без его согласия;
– неуведомления заёмщика о наличии просрочки исполнения обязательств по договору, о необходимости внесения платежей и о последствиях невыполнения заёмщиком обязательств;
– нарушения сроков предоставления заёмщику сведений о задолженности и информации о распределении поступающих денег в счёт её погашения по договору банковского займа;
– неполного рассмотрения обращения заявителя в части непредоставления пояснений о возникновении задолженности по займу;
– непредоставления заёмщику расчёта годовой эффективной ставки вознаграждения;
– несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского займа;
– нарушения порядка бухгалтерского учёта залогового имущества.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
– исполнения указания по платежу и (или) переводу денег в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания;
– несвоевременного исполнения указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платёжных системах;
– нарушения порядка осуществления расходных операций, а также безакцептного списания по банковскому счёту.
По порядку обслуживания банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:
– необоснованного перечисления денег с текущего счёта клиента банка на банковский счёт третьего лица;
– необоснованной блокировки платёжной карточки клиента;
– увеличения в одностороннем порядке комиссии по оказываемым платёжным услугам;
– отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.
За IV квартал 2018 года по результатам рассмотрения обращений и жалоб потребителей финансовых услуг следующие банки допустили наибольшее количество нарушений (пять и более): АО ForteBank, ДБ АО "Сбербанк России", АО "Банк "ЦентрКредит", АО "Народный сберегательный банк Казахстана", АО "Евразийский банк", АО "Казпочта".
Так, АО ForteBank" вынесено шесть письменных предписаний, нарушения банка связаны с вопросами обслуживания банковского счёта и банковского займа, а также наложено четыре административных штрафа, из которых два – за предоставление недостоверных сведений в кредитное бюро и два – за невыполнение обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами.
АО "Банк "ЦентрКредит" вынесено пять письменных предписаний за нарушение порядка обслуживания банковского займа, а также вынесено два административных штрафа за предоставление недостоверных сведений по клиенту в кредитное бюро.