Спустя несколько дней он объявился в Иране и предположительно стал частью "теневого флота", который Исламская Республика использует для экспорта нефти в обход международных санкций. Восемь членов экипажа дали интервью Би-би-си, передает inbusiness.kz. Это было их первое общение с прессой.
По их словам, на судно напали вооруженные люди. Все, за исключением капитана Джогиндера Сингха, попросили их имен не называть.
Все случилось вечером 5 июля. ...Было около полуночи, и капитан полагал, что сейчас все отправятся спать. Когда он встал и пошел к двери, навстречу ему ворвались три человека в черном. Потрясая автоматами, они стали наперебой кричать, чтобы все легли на пол.
Уложив моряков лицом вниз, нападавшие связали им руки и забрали все из карманов. Кое-кто стал кричать и молить о пощаде. Таких захватчики пинали в бок и приказывали вести себя тихо. Моряки пробыли в таком положении около часа, когда пол вдруг задрожал и сделалось ясно, что танкер снялся с якоря и включил двигатели.
Покинув стоянку в Хор-Факкане, Gulf Sky не останавливался примерно 12 часов. Когда он, наконец, остановился, моряков развязали и перевели в другое помещение, офицерскую кают-компанию. Ее иллюминаторы были к тому времени заделаны картонными щитами.
После этого, по словам моряков, их несколько дней продержали там под круглосуточным надзором охранников, говоривших между собой по-арабски.
Один матрос рассказал, что разговорился на камбузе с кем-то из захватчиков, и тот сказал, что он азербайджанец. Слышны были также голоса людей, говоривших друг с другом на фарси.
Утром 14 июля экипаж вывели не палубу. Некоторые из моряков по знакомым огням на берегу сразу поняли, где находятся. То был Бендер-Аббас, порт на южном побережье Ирана. Их усадили в деревянную лодку и завязали глаза. Но прежде кое-кто заметил, что название Gulf Sky на борту успели замазать черной краской.
Моряков доставили на берег и куда-то повезли. Когда повязки с глаз сняли, они увидели, что вокруг летное поле и рядом с ними стоит военно-транспортный самолет. На этом самолете их отправили в Тегеран.
В международном аэропорту имени имама Хомейни их посадили в автобус, который вскоре остановился на обочине шоссе. Затем в салон вошли трое. Они представились сотрудниками индийского посольства и попросили моряков назвать свои имена и рассказать, как и почему они оказались в Иране.
Капитан Сингх рассказал их эпопею. Чиновники выглядели потрясенными. Они сказали, что всем куплены билеты домой, и вернули морякам паспорта вместе с посадочными талонами. В Нью-Дели они прилетели 15 июля.
Год с лишним после драматических событий экипаж Gulf Sky по-прежнему ищет ответ на вопрос, почему именно их судно стало мишенью для нападения.
Они также судятся, чтобы получить в общей сумме около 200 тысяч долларов, которые, по их словам, хозяева задолжали им за длительную стоянку в Хор-Факкане.
"Моряки оказались в этой истории крайними", - говорит Дэвид Хэммонд, глава британской общественной организации "За права человека на море", первый предавший гласности эту историю.
Карибское государство Доминика, под флагом которого ходил танкер, и нанявшая экипаж компания Seven Seas Navigation говорят, что добиваются выплаты морякам долгов по зарплате.
Остается невыясненной судьба Gulf Sky. Неизвестно, где он сейчас находится, кем и как используется. Но то немногое, что мы знаем, наводит на мысль, что судно похищено.
Корабельный транспондер, передающий сигналы о его местоположении, был отключен несколько недель. В конце августа 2020 года, когда он вновь заработал, Gulf Sky двигался в западном направлении вдоль южных берегов Ирана.
Мишель Бокман из отдела расследований регистра Ллойда полагает, что корабль используется в пределах региона, став частью так называемого "теневого флота" Ирана.
"То, что транспондер выключен, заставляет предполагать, что танкер стал плавучим хранилищем, которое принимает и передает сырую нефть другим танкерам", - заявила она Би-би-си. - Если он выйдет из иранских территориальных вод, его сразу обнаружат. Все знают, что теперь это иранское судно".
Собеседники Би-би-си говорили, что чувствуют себя пешками в геополитических играх.
Они снова и снова задаются вопросами: как вышло, что судно с легкостью покинуло территориальные воды ОАЭ, хотя находилось под арестом? Причастны ли к похищению судна семеро инспекторов, и действительно ли их направила Taif Mining Services?
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!