Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации", сообщила пресс-служба главы государства.
Закон направлен на гармонизацию национального законодательства в области использования воздушного пространства и деятельности авиации со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), повышение уровня безопасности полетов и эффективности регулирования авиационной деятельности.
Документом закреплены нормы, направленные на развитие конкуренции в аэропортах и регламентирование деятельности поставщиков услуг наземного обслуживания воздушных судов. Ряд норм направлен на совершенствование вопросов безопасности путем введения программы авиабезопасности гражданской авиации, закрепления ответственности медицинских экспертов, поставщиков аэронавигационного обслуживания и должностных лиц.
Кроме того, поправками совершенствуется система медицинского освидетельствования авиационного персонала и вводится новый вид сертификации авиационных медцентров.
Вместе с тем документом устанавливается норма по ограничению до 49% доли участия иностранцев, лиц без гражданства и (или) иностранных юридических лиц в уставном капитале авиакомпаний в форме акционерного общества.
В соответствии с положениями ИКАО, планируется урегулировать вопросы так называемой "мокрой аренды" воздушных судов иностранных авиакомпаний казахстанскими перевозчиками, сообщал ранее депутатам министр по инвестициям и развитию страны Женис Касымбек.
"Мокрая аренда" - это аренда судна с экипажем. При этом за основу взят зарубежный опыт, например, Канады, когда такая аренда ограничивается на срок не более двух месяцев в году и количество арендуемых судов не превышает 29% от общего парка авиакомпании.
Таким образом, повышается доля казахстанского содержания, создаются гарантированные рабочие места, сохраняются налоговые поступления, а также обеспечивается контроль за туристическими авиаперевозками, с целью недопущения их срывов в наиболее пиковые периоды.
Кроме этого, с принятием закона будет усилен контроль качества авиационных услуг путем разработки и утверждения аэропортами программы по контролю качества авиационных услуг.
Законодательно закрепляется обязанность служб аэропорта по проведению досмотра на входе в пассажирский терминал в случае нарастания рисков терроризма.
Согласно поправкам, курение на борту самолета будет признаваться ситуацией, угрожающей безопасности полета.
Для развития малой авиации госфункции по определению уровня квалификации авиационного персонала будут переданы саморегулируемым общественным объединениям. При этом требования к специалистам воздушных судов в малой авиации будут утверждаться комитетом гражданской авиации.
В целях развития малой авиации эксплуатанты воздушных судов легкой и сверхлегкой авиации будут освобождены от уплаты сборов за аэронавигационное обслуживание.
Помимо этого, поправками вводится учет беспилотных летательных аппаратов в уполномоченных органах гражданской государственной авиации. Категории беспилотников, подлежащих регистрации, будут определяться в соответствии с правилами регистрации воздушных судов.