Казахстан будет поставлять часть кашаганской нефти напрямую в Китай из-за повреждения КТК, передает inbusiness.kz со ссылкой на Reuters.
Казахстан планирует впервые поставить 50 тыс. тонн нефти в Китай напрямую с месторождения Кашаган в декабре после того, как украинский беспилотник повредил черноморский терминал Каспийского трубопроводного консорциума, сообщили два источника.
КТК, на долю которого приходится 1% мировых поставок нефти и который включает в себя акционеров из России, Казахстана и США, был вынужден сократить экспорт из-за повреждения ключевого элемента его погрузочной инфраструктуры — выносного причального устройства. В настоящее время КТК использует только один из трёх ВПУ, ВПУ-1, поскольку ВПУ-2 был серьёзно повреждён, а ВПУ-3 находится на плановом ремонте.
Нефть будет экспортироваться с месторождения Кашаган в Китай, крупнейшего в мире импортёра, по трубопроводу Атасу-Алашанькоу. Нефть на Кашагане добывает консорциум NCOC, в который входят китайская CNPC и японская Inpex.
Ожидается, что CNPC поставит в Китай по этому маршруту около 30 тыс. тонн нефти, а Inpex — около 20 тыс. тонн, сообщили источники.
Министерство энергетики Казахстана пока не прокомментировало экспорт кашаганской нефти в Китай, но подтвердило усилия по поиску дополнительных маршрутов транспортировки каспийской нефти.
Трубопровод Атасу-Алашанькоу проходит из Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, но по нему транспортируется нефть с других месторождений Казахстана. Кашаган обычно экспортирует большую часть своей нефти через КТК на терминал в черноморском порту Новороссийск для дальнейшей транспортировки.
"Инцидент на морском терминале КТК не привёл к полной остановке экспорта... Министерство совместно с добывающими компаниями работает над перераспределением объёмов и активизацией использования альтернативных маршрутов", — говорится в письменном ответе ведомства.
В настоящее время поставки нефти по трубопроводу Атасу-Алашанькоу составляют в среднем 85–86 тыс. тонн в месяц и могут быть увеличены за счёт дополнительного экспорта нефти.
Казахстан планировал экспортировать по этому маршруту 1 млн тонн в 2025 году, что меньше, чем 1,2 млн тонн в 2024 году. Согласно данным об экспорте, предоставленным источниками, за первые 10 месяцев этого года было экспортировано 0,858 млн тонн.
Читайте по теме:
Ограничений по транспортировке нефти нет – минэнерго о работе КТК после атаки