В Закон РК "О защите прав потребителей" внесены изменения, которые вернут практику продажи недорогих невозвратных авиабилетов. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Невозвратный авиабилет – это билет, который пассажир не может вернуть после покупки на тот или иной авиарейс. Стоимость таких билетов дешевле, так как все риски по отказу от перевозки берет на себя пассажир.
В Казахстане норма о невозвратных билетах действовала до 2016 года, однако после была отменена Законом РК "О защите прав потребителей". В нем говорилось, что в случае, если пассажир захочет вернуть билет до вылета, продавец обязан вернуть более 70% от его стоимости.
Для отечественных авиакомпаний такая норма была невыгодна и ставила в неравную конкуренцию с международными перевозчиками, поскольку невозвратные билеты – мировая практика. Жаловались на неудобства и сами покупатели, так как лишились возможности приобретать авиабилеты по более низким ценам.
В НПП РК "Атамекен" неоднократно поступали обращения от казахстанских авиакомпаний с просьбой изменить законодательство. Нацпалата направляла предложения бизнеса в уполномоченные госорганы. В результате подписанный недавно законопроект по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности внес изменения в Закон "О защите прав потребителей". Таким образом, практика невозвратных билетов возвращена, конкретная сумма в случае возврата теперь может прописываться в договоре (в зависимости от тарифа).
Руководитель и сооснователь интернет-холдинга ChocoFamily Рамиль Мухоряпов считает, что прояснение правил игры по "невозвратным тарифам" – важный момент как для авиакомпаний, так и для самих потребителей.
"Теперь авиакомпании смогут продавать часть мест по низким ценам и гарантировать себе эту выручку, а потребители смогут платить меньше за невозвратные тарифы. Для нас, как для агентов авиакомпаний, этот шаг, очевидно, снизит количество обращений и споров. Ведь раньше мы были зажаты между правилами авиакомпаний о невозвратных тарифах и требованиями клиентов о возврате, ссылающихся на закон о защите прав потребителей", – считает Рамиль Мухоряпов.
По мнению представителей казахстанских авиакомпаний, изменения позволят им выстраивать более гибкую ценовую политику и вернут в равные конкурентные условия с иностранными авиакомпаниями в борьбе за пассажиров.
Изменения коснулись и туристских путевок. Ранее закон требовал возвращать полную стоимость туристской путевки, купленной в том числе и по раннему бронированию. Требование также приводило к финансовым убыткам со стороны туристских компаний. В мировой практике турфирмы выставляют требования по стопроцентной предоплате и прописывают штрафные санкции при возврате путевок по раннему бронированию.
"Отмена этой нормы закономерна. Мы живём в обществе, и в сфере туризма нам необходимо учитывать международные правила. Когда в 2016 году внесли изменения в законе о защите прав потребителей, с прилавков туристских услуг пропали низкие невозвратные тарифы, что невыгодно самому потребителю. Вторая причина – это ранее бронирование. Когда международные правила ведения туристского бизнеса предусматривают штрафные санкции, и эти нюансы, как правило, отражаются в договоре на туробслуживание. Мы, как развивающаяся страна, не можем закрыться и не коммуницировать с международным рынком и жить по своим законам. Тем более что по раннему бронированию предоставляются очень хорошие скидки", – считает Асель Нуркебаева, председатель Ассоциации туристских агентств Казахстана.
Вместе с тем изменения в Законе никак не ограничивают права потребителей, но разграничивают моменты, когда потребитель берёт на себя определенные обязанности и риски взамен на низкие цены.