Нормативный срок эксплуатации истек у 90% башенных кранов в РК

1016

Трагический случай с падением башенного крана на стройке в Костанае полтора месяца назад обнажил острую проблему.

Нормативный срок эксплуатации истек у 90% башенных кранов в РК Фото: freepik

Выяснилось, что 90% этой спецтехники в регионе старая и работает с истекшим сроком эксплуатации. Строители продлевают его после частной экспертизы. И хотя законом это не запрещено, эксперты опасаются, что несчастные случаи могут повториться. Есть ли такая вероятность, выяснял Atameken Business.

Расследование ноябрьского ЧП с падением башенного крана на стройке дома Костаная подходит к концу. Тогда в результате трагедии погиб 49-летний крановщик. Чудом удалось избежать других жертв: тяжелая спецтехника упала на припаркованные автомобили. Местные жители тогда потребовали прекратить точечную застройку и уверяли: трагедия была неминуема.

В департаменте промышленной безопасности сообщили, что погибший крановщик был опытным специалистом. А вот сама спецтехника не  имела  разрешения на пуск работ после монтажа на объекте. О ее существовании чиновники узнали лишь после трагедии. Тогда здесь провели анализ и выяснили, что из 57 зарегистрированных башенных кранов нормативный срок эксплуатации истек у 52. 

Закон разрешает продлевать срок эксплуатации башенного крана после проведения частной экспертизы. Однако костанайский общественник Алдан Менкеев считает, что в этой сфере должен быть строгий государственный контроль. Он владеет транспортной компанией и уверяет, что с 2021 года в Казахстан начали массово завозиться старые башенные краны из России.

"Есть такое понятие, как срок службы, усталость металла, и эти краны рано или поздно должны были упасть. Их возили в основном из Московской области, Санкт Петербурга краны башенные. Здесь в Казахстане их просто красили, чистили и ставили. Есть же смысл, для чего их продают россияне? Значит, они не пригодны к эксплуатации. Здесь нужно это учесть, проверить", - говорит общественный деятель Алдан Менкеев.

Но проверить компании, владеющие спецтехникой, госорганы просто так не могут. Говорят, что бизнес добровольно начал регистрировать башенные краны в департаменте промбезопасности только после ноябрьской трагедии. 8 из них поставили на учет, а 14 единиц спецтехники ждут приемки в эксплуатацию после монтажа на новом объекте.

"Я даже вижу грубейшие нарушения, зайти просто так на проверку на объект я не могу. Нужно зарегистрировать проверку в органах прокуратуры. Если говорить про профконтроль, это полугодовой график проверки. Это нужно основание. До этого года у нас ещё действовал мораторий, практически все башенные краны, которые у нас стоят на учёте, они числятся либо за ИП, либо за ТОО", - отмечает руководитель отдела департамента промышленной безопасности по Костанайской области Серик Умурзаков.

Точные причины трагедии чиновники обещали обнародовать в ближайшее время, экспертиза завершена. Ранее в комитете промышленной безопасности рассказали, что чаще всего аварии происходят из-за нарушения режимов эксплуатации спецтехники, износа конструкции, несвоевременного техосмотра.

Читайте по теме:

В Астане снова упал башенный кран

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться