В обсуждении приняли участие более 100 человек в столице и регионах. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Открывая заседание, председатель совета, депутат мажилиса Парламента РК Аманжан Жамалов отметил слабую проработку финмоделей проектов, недостаточность защиты инвесторов и кредиторов. Поэтому банки до сих пор неохотно кредитуют проекты ГЧП, обозначил депутат.
"На сегодня задолженность по проектам государственно-частного партнерства превратилась в один из видов государственного долга. Это внутренний долг государства, который сегодня соизмерим с внешним долгом – почти 1,5 триллиона тенге. Откуда у нас появилась необходимость внести изменения в законодательство и урегулировать этот вопрос? Потому что дальше то состояние дел, которое имеет место быть, не может продолжаться. Государство не может бесконтрольно брать на себя столько обязательств", – подчеркнул депутат.
Вице-министр национальной экономики РК Жаслан Мадиев в своем выступлении информировал собравшихся о работе министерства по изменению законодательства.
"Мы сегодня работаем над изменениями законодательства в сфере государственно-частного партнерства. Они помогут усилить бюджетную стабильность, повысить ответственность консалтинговых организаций, работающих в сфере предоставления услуг, а также ориентированность в привлечении инвестиций в нашу страну. Мы обсуждаем данные поправки со всеми заинтересованными сторонами. Участвует рынок, госорганы, международные финансовые институты. Мы стремимся найти консенсус, чтобы принять законопроект, который облегчит условия ведения бизнеса через инструменты ГЧП", – сказал вице-министр Жаслан Мадиев.
Заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева в своем докладе выразила основные позиции бизнес-сообщества и предложения палаты.
"Мы поддерживаем цель заявленного законопроекта "от количества к качеству. Но немного расходимся с разработчиками по инструментам достижения этой цели. В частности, министерством предлагается упразднить все меры поддержки по проектам ГЧП и объединить их в один платеж. Мы считаем, что это еще более снизит прозрачность и так достаточно сложных проектов. Напротив, мы предлагаем разработать методику применения возможных источников государственной поддержки конкретно по каждой форме контракта ГЧП и определить условия предоставления данной поддержки", – отметила Юлия Якупбаева.
Заместитель председателя правления городского центра развития инвестиций Astana invest Жанар Мусатаева поддержала эту позицию. И добавила, что отмена возмещения затрат частным партнерам в проектах ГЧП приведет к повышению тарифов на услуги.
"По нашим расчетам, в случае отмены компенсации инвестзатрат на примере детского сада по ГЧП за одного ребенка придется платить от 80 до 180 тысяч тенге в месяц", – отметил спикер.
Палата совместно с отраслевыми экспертами готова начать разработку стандартизированных инвестиционных решений – "Пакетное ГЧП" в сферах, которые имеют потенциал развития ГЧП. В частности, речь идет о сферах ЖКХ, объектах здравоохранения, образования, цифровизации, дорожной инфраструктуры.
"Всего шесть сфер. Мы должны разработать четкий пул документов с учетом отраслевой специфики, включая финансовую модель, шаблоны документов, для дальнейшего тиражирования на местах. Это позволит максимально снизить риски инвестора, кредитора и государства", – отметила Юлия Якупбаева.
Аналогичный опыт финансирования сделок ГЧП уже применяется АО "Сбербанк России". В 2018 году банком было реализовано 30 проектов на сумму 12,2 млрд рублей. В 2019 году этот показатель планируют увеличить в два раза.
Экспертное сообщество выступило против нормы законопроекта по монополизации консультационных услуг по сопровождению проектов Казцентром ГЧП.
"Функции Казцентра нужно переориентировать на формирование базы знаний в сфере ГЧП, тиражирование лучших практик и мониторинг проектов. При этом просто ведения реестра проектов уже недостаточно. У рынка и проверяющих есть потребность в цифровой платформе с понятным паспортом проекта", – отметила Юлия Якупбаева.
Также на площадке совета обсудили жалобы предпринимателей из регионов.
"Затягивание сроков согласования и рассмотрения проектов со стороны акиматов продолжает лидировать в списке принимаемых проблем. Имеет место неисполнение обязательств по выплатам со стороны госпартнера, что является грубым нарушением договорных обязательств", – сказала директор департамента ГЧП НПП Назгуль Узалина.
Председатель совета поручил МНЭ совместно с палатой проработать предложения бизнеса и экспертного сообщества в рамках рабочей группы по законопроекту, а по вопросу "Пакетного ГЧП" предложил начать с создания подгрупп в нескольких отраслях.
"Давайте возьмем три пилотные сферы: ЖКХ, здравоохранение, образование. Группы выработают свои предложения и финансовые модели с учетом своей отраслевой специфики, и нам доложат на следующем заседании совета. Сегодня нужно признать, что необходима постоянно действующая площадка, которая бы системно занималась выработкой предложений по развитию ГЧП", – резюмировал Аманжан Жамалов.