НПП "Атамекен" ищет пути решения по удешевлению электроэнергии

1978

 НПП "Атамекен" ищет пути решения по удешевлению электроэнергии

Одним из главных вопросов повестки дня рабочей встречи председателя комитета энергетики президиума НПП Алмасадама Саткалиева и главы нацпалаты Тимура Кулибаева стали жалобы потребителей на высокие тарифы электрической энергии.

Председатель президиума "Атамекена" Тимур Кулибаев обозначил четкую позицию НПП в этом вопросе – задача национальной палаты не допустить незаконного удорожания тарифов на электрическую энергию, более того, важно провести анализ возможностей для их снижения. Нужно наладить диалог с самими потребителями, поскольку у многих из них есть свои конструктивные предложения по удешевлению электроэнергии. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".

На сегодня цены на электроэнергию у конечных потребителей складываются из цены на производство электрической энергии, тарифов на передачу по сетям энергопередающих организаций и снабженческих надбавок энергоснабжающих организаций.

При этом цены на электроэнергию от энергопроизводящих организаций не регулируются, за исключением установления предельного тарифа по группам этих организаций. Алмасадам Саткалиев пояснил, что в рамках проведенной инвентаризации себестоимости производимой на станциях электрической энергии выяснилось, что в пяти группах из 17 имеющихся электростанции продают электрическую энергию ниже себестоимости, еще 10 групп имеют тариф, который практически равен себестоимости производимой электроэнергии, и только две группы имеют небольшой потенциал для снижения тарифа.

Председатель комитета по энергетике полагает, что потенциал для снижения тарифов больше кроется в работе с услугами по передаче электрической энергии.

Формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусматривает регулирование затрат, включаемых в тариф или его предельный уровень, а также ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь. Исходя из затрат на предоставление услуги, в регионах страны формируются различные тарифы на электрическую энергию.

В 2017 году в Казахстане насчитывалось 160 энергопередающих компаний, 32 из которых приходятся на Карагандинскую область. Такое большое дробление сетей приводит к участию до пяти-семи поставщиков в цепочке поставок электроэнергии, что значительно повышает стоимость ее транспортировки электрической энергии не менее чем на 50%. В июле прошлого года были внесены поправки в ЗРК "Об электроэнергетике" по укрупнению РЭК, определенных в 51-м шаге Плана нации. Сокращение количества РЭК, а также снижение тарифа энергопередающих организаций, не соответствующих квалификационным требованиям, предусмотренным в ЗРК "Об электроэнергетике", в свою очередь, отразится на тарифе для конечного потребителя.

Уже прекратили деятельность три энергопередающие организации: две в Актюбинской области и одна – в Атырауской.

Руководитель комитета по энергетике отметил и влияние на цену электроэнергии существующих перекосов в вопросах распределения затрат на производство электрической и тепловой энергии для станций с комбинированным производством. Вопрос выработки системного всестороннего подхода к решению данной проблемы является актуальным и в свете увеличивающегося применения газа при производстве электрической и тепловой энергии, ввиду чего представляется целесообразной разработка соответствующего отраслевого закона – закона о теплоснабжении. Его принятие позволит привлечь инвестиции в модернизацию, реконструкцию и новое строительство генерирующих мощностей и снизить имеющийся высокий уровень износа теплоэлектростанций, что позволит уйти от перекрестного субсидирования тепловой энергии за счет электрической. При этом уровень износа тепловых электростанций превышает 50%, в отдельных случаях – 70%. 

Кроме вопросов электроэнергии, глава нацпалаты Тимур Кулибаев заострил внимание и на стимулировании повсеместного внедрения энергосбережения и энергоэффективности, в большинстве случаев связано с модернизацией инфраструктуры предприятий. Рациональный и разумный расход топливно-энергетических ресурсов ведет к повышению рентабельности производства, капитализации и конкурентоспособности предприятия. Помимо прочего, это приводит и к возврату инвестиций, поэтому источником стимулирования политики по энергосбережению могут и должны стать национальные институты развития.

Однако для комплексного усиления политики энергосбережения и энергоэффективности глава "Атамекена" поручил провести анализ по всем инструментам, которые были предусмотрены в программе по энергоэффективности и энергосбережению, выявить сильные и слабые стороны и представить конкретные предложения.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться