НПП "Атамекен" предлагает усилить общественный контроль

1159

НПП "Атамекен" предлагает усилить общественный контроль

Национальной палатой предпринимателей РК "Атамекен" проведен анализ и выработаны предложения по профилактике таких происшествий, как пожары в местах массового скопления, ситуация с пассажирскими перевозками, возгорание автобуса на трассе в Актюбинской области, падение лифтов в жилых комплексах Астаны, случаи массового отравления в пунктах общественного питания, сообщает сайт НПП.

Одной из главных причин возникновения вышеуказанных случаев является недобросовестная предпринимательская деятельность и несоблюдение требований безопасности.

НПП РК "Атамекен" защищает и поддерживает добросовестных, законопослушных предпринимателей.

Для минимизации нарушений предпринимателей Нацпалатой предложены следующие инициативы.

Это - усиление обществ по защите прав потребителей. В целях устойчивого развития страны считаем необходимым создание системы, равно обеспечивающей интересы как государства и бизнеса, так и общества в целом, в частности потребителей.

Государственный контроль снижается, количество проверок уменьшается, но, чтобы не создавать вакуум и атмосферу вседозволенности предпринимателей - "Атамекен" предлагает усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей.

Для бизнеса общественный контроль предпочтительнее государственного, и население больше будет доверять итогам общественного контроля. К тому же подобные меры будут способствовать повышению уровня правовой грамотности самого населения.

Соответствующие организации обеспечат защиту интересов населения и будут дисциплинировать предпринимателей соблюдать нормы законодательства.   

Для того, чтобы в сферу пришли квалифицированные специалисты, на начальном этапе развития, считаем необходимым бюджетное финансирование, размещение госзаданий по созданию и поддержке обществ по защите прав потребителей.

Следующее - усиление требований к предпринимателям в отраслях, имеющих наибольший риск ущемления и нарушения прав населения.

К примеру, ситуации с возгоранием автобусов и городскими автобусными перевозками наглядно показали необходимость больших реформ в этой сфере.

"Атамекеном" совместно с госорганами (МИР, МВД, МНЭ) разработана Комплексная программа (дорожная карта) по развитию автобусных перевозок. В рамках данной программы предусмотрено усиление требований и ответственности при осуществлении автобусных перевозок.

Будут внедрены такие новшества, как электронное билетирование пассажиров, детализация ответственности организаторов и перевозчиков регулярных автобусных маршрутов в типовом договоре, поэтапное ограничение эксплуатации автобусов на нерегулярных междугородных и международных сообщениях по срокам их эксплуатации (с 2019 г. старше 25 лет и 2025 г. старше 12 лет), запрет регистрации автобусов большого класса категории М3 (с габаритной длиной более 10,5 м, масса которых превышает 5т.) на физические лица, обязательного наличия в каждом автобусе лицензионной карточки (с указанием государственного регистрационного номера автобуса и срока действия), которая оформляется на транспортное средство перевозчика, имеющего лицензию для осуществления деятельности нерегулярных перевозок.

В настоящее время программа на стадии согласования с государственными органами. По итогам согласования программа будет вынесена на заседание Правительства РК.

Аналогично требуется усиление требований и в сфере лифтового хозяйства.

В целом, лицензирование деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов было отменено еще в 2012 году, до создания Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен". Вместе с тем, лицензирование не является "панацеей" в данном случае, так как оно всего лишь ограничивает доступ на рынок.

Основные причины ухудшения ситуации кроются в отсутствии надлежащего надзора со стороны уполномоченных органов, из-за коллизии в законодательстве между Законом РК "О гражданской защите", в котором предусмотрен только контроль за безопасной эксплуатацией лифтов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и предпринимательским кодексом, в котором предусмотрен только надзор. Данные обстоятельства не позволяли госорганам проводить проверки, при этом соответствующие госорганы не пытались активно устранить эти противоречия. 

Кроме того, в Казахстане действует Неправительственный стандарт СИ-18-2017 "Лифты, эскалаторы, подъемники инвалидные. Правила обращения, требования безопасности к оборудованию, сервисному обслуживанию и установке" (далее – НПС). НПС включает в себя все требования к лифтовому оборудованию и устанавливает требования к предприятиям, обслуживающим лифты.  

Но требуется повышение статуса документа до Национального стандарта, что позволит госорганам проверять его соблюдение и применять его в качестве ссылочного в правовых актах. В настоящее время заявка по переводу НПС в Нацстандарт подана. Ориентировочные сроки принятия Национального стандарта – июль 2018 года.

Впоследствии в соответствующих нормативных правовых актах МИО будет предусмотрена норма о необходимости соблюдения требований Национального стандарта при осуществлении деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов.

И последнее, НПП РК "Атамекен" предлагает создание Национальной системы Рейтингов, к примеру, объектов общественного питания, отелей, торговых центров, компаний-таксоперевозок и т.д.

Полагаем, что процесс становления казахстанского бизнеса завершился и пришло время повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг через создание казахстанских брендов, узнаваемых на международном рынке.

Достичь этого возможно через принцип "здоровой конкуренции и состязательности", который прежде всего позволяет улучшать качество предоставляемых товаров, работ и услуг.

Инструментом при этом должна выступать система рейтингов – независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательской деятельности согласно мнению потребителей, официальной финансовой отчетности с целью оптимизации бизнес-процессов и налаживания принципа справедливых социально-экономических взаимоотношений в бизнесе на локальном и глобальном рынках.

Таким образом, система рейтингов, базирующаяся в первую очередь на мнении потребителей, позволит стимулировать бизнес к повышению качества товаров, работ и услуг, а также уровня клиентоориентированности.

Яркими международными примерами рейтингов является Красный гид Мишлен в сфере общественного питания, звездная система классификации гостиниц Всемирной туристской организации.

Для стимулирования и мотивации предпринимателей Национальную систему рейтингов можно привязать к системе госконтроля – выше в рейтинге, меньше проверок. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться