Об этом в ходе заседания правительства заявил первый заместитель председателя правления Эльдар Жумагазиев, сообщается на сайте НПП РК "Атамекен". Основные тезисы, озвученные в ходе заседания правительства:
- Касательно законодательных мер по вопросам улучшения бизнес-климата.
- Нацпалата на постоянной основе проводит работу по выявлению и решению системных проблем бизнеса.
- Все выявляемые проблемы бизнеса размещаются в открытом доступе на нашем сайте – в реестре проблем.
- Всего за время существования НПП нами было выявлено 624 проблемы, 501 из которых, или 80%, удалось решить.
- По результатам изучения системных проблем бизнеса на основе наиболее актуальных проблем сформировано более 50 поправок, направленных на улучшение бизнес-климата в стране. Основные проблемы касаются земельных отношений, конкуренции, экономической и банковской деятельности.
- Также предлагаем внести ряд поправок, требующих внесения изменений в антимонопольное законодательство, в Предпринимательский кодекс, законы "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" и "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", "О почте".
Предлагаемые поправки:
- предотвратят рост штрафов по отдельным видам нарушений и возможность обвинения субъектов бизнеса в нарушениях антимонопольного законодательства без сбора каких-либо доказательств;
- улучшат земельные правоотношения;
- создадут благоприятные правовые, экономические и социальные условия для реализации предпринимательской инициативы.
В этой связи просим поддержать поправки Нацпалаты в рамках восьмого пакета законодательных инициатив.
Касательно разработки новой концепции развития предпринимательства на 2021-2025 годы:
- В текущем году истекает срок действия концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.
- В соответствии с данной концепцией были проведены все последние реформы государственного регулирования предпринимательства.
Несмотря на проводимую системную работу, направленную на развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности в стране, отмечаются следующие проблемы:
- сохранение формального и предвзятого подхода государственных органов к проведению анализа регуляторного воздействия под заранее предопределенный результат, нарушение процедур анализа;
- допущение некоторыми контролирующими органами чрезмерной контрольной нагрузки и сохранение карательного характера проверок;
- распространенность информационных требований на большее количество субъектов бизнеса, несмотря на меньшую запретность для конкретных субъектов бизнеса;
- неразвитость сферы саморегулирования, невзирая на наличие законодательно установленных норм.
На сегодня можно констатировать, что концепция недостаточно реализована. В этой связи предлагается разработать новую концепцию развития предпринимательства на ближайшие пять лет. При этом задачи новой концепции не должны ограничиваться исключительно вопросами регулирования, также необходимо включить вопросы развития и поддержки предпринимателей.
Нацпалата готова разработать проект новой концепции с конкретными практическими мерами на основе реальных потребностей отечественного бизнеса.
Уполномоченному органу по предпринимательству в лице министерства нацэкономики просим оказать содействие в работе по утверждению документа на уровне правительства РК.
Касательно единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом. В реализацию поручений президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, данных 24 мая 2019 года на заседании Совета национальных инвесторов, впервые 30 сентября 2019 года во всех регионах был проведен единый день отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом.
Вместе с тем на отчетных встречах госорганами озвучивалась сухая статистика. Не разъяснялись нормы законодательства, проводимые профилактические мероприятия, часто встречающиеся нарушения и меры по их недопущению. В процесс слабо привлекались региональные палаты предпринимателей.
В этой связи Нацпалатой предлагается следующее:
- внедрить единый день отчета в районных центрах и городах областного значения с целью полного охвата и учета проблемных вопросов и проводить его не менее чем за две недели до единого дня отчета в областях, городах республиканского значения и столице;
- сменить акцент с предоставления сухой статистической отчетности в цифрах на информационно-разъяснительную работу о совершенствовании законодательства;
- внедрить практику обязательного размещения на сайте местного исполнительного органа отчетов государственных органов о контрольной деятельности не менее чем за неделю до единого дня отчета.