С начала 2019 года в "Атамекен" поступают жалобы предпринимателей на действия таможенных органов, которые, по словам бизнеса, необоснованно применяют завышенные ценовые индикаторы и не принимают заявленную декларантом таможенную стоимость, несмотря на наличие всех подтверждающих документов. Компании сталкиваются с необходимостью подтверждения достоверной таможенной стоимости ввозимых товаров. В настоящее время таможенные декларации оформляются по "желтому" или "красному коридору", через систему управления рисками (СУР), которая самостоятельно формирует ценовую информацию о товаре, пишет atameken.kz.
Анализ обращений компаний (филиал "Tealand" ТОО "RG Brands Kazakhstan", ТОО "KOTON Textile", ИП "INTELLPACK", ТОО "DIGIS AV", "Самсунг") показал, что бизнесмены вынуждены постоянно подтверждать таможенную стоимость ввозимых товаров в рамках одного и того же долгосрочного контракта, в связи со срабатыванием профилей и индикаторов риска. По информации компаний, нарушений по результатам срабатывания СУР ни по одной декларации не выявлялось, выпуск производился в конечном итоге по "зеленому коридору", однако по всем последующим поставкам идентичного товара, ранее подтвержденных по указанному профилю, вновь назначалась проверка таможенной стоимости.
СУР, в соответствии с международными стандартами, по своей сути должна быть направлена на облегчение международной торговли, стимулировать участников ВЭД на включение их в категорию низкого риска. Предприниматели же отмечают, что объем предоставления документов в бумажном виде не уменьшился, а наоборот увеличился, несмотря на введенное электронное декларирование.
Какие бы усилия не предпринимали добросовестные компании по 100% соблюдению таможенного законодательства, они подпадают под проверки, установленные тем или иным профилем и индикатором риска. Это приводит к финансовым и временным затратам бизнеса, что включается в себестоимость ввозимых товаров и, в конечном счете, повлияет на подорожание импорта. Чтобы снизить потери, бизнес оформляет "растаможку" через таможенные посты России и Кыргызстана, в итоге - страдает бюджет Казахстана.
"Со слов инспекторов, 25 января было вынесено решение под руководством Минфина председателем комитета госдоходов и рядом других руководителей КГД Минфина РК и департамента г.Алматы в виде устного указания.
Во-первых, не применять таможенную стоимость на всех постах даже при наличии подтверждающих документов по первому методу без внесения на депозит денежных средств, только использование безальернативного шестого метода.
Во-вторых, запретить принятие ранее полученных действующих заключений с подтвержденной таможенной стоимостью при оформлении деклараций.
В-третьих, вынести негласный мораторий на выдачу заключений о принятии таможенной стоимости на некоторые виды товаров, что влечет автоматическое списание депозитных средств с лицевых счетов в пользу государства. С 25 февраля стало известно также от транспортных компаний, работающих на посту "Нур жолы", что было также проведено собрание, на котором они решили, что весь импорт из КНР будет оформляться исключительно на посту "Нур жолы", - сообщила в ходе пресс-конференции представитель от предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности Махира Тулдиева.
Как отметил руководитель таможенного поста "Алмалы" Кайрат Бокишев, сейчас в масштабах страны идет борьба с теневой экономикой. В рамках данной программы были приняты определенные меры по усилению контроля при таможенном оформлении товаров, соответственно, при определении таможенной стоимости, как части данной программы. Дабы минимизировать участие сотрудников, убрать коррупционные моменты, данная работа полностью перенесена в систему управления рисками.
"Это новая программа, в работу ввели 1 апреля прошлого года. То есть еще года нет. Конечно, есть недочеты, недоработки в программе, но она совершенствуется. Идет наращивание интеллектуального потенциала данной программы. Со временем мы достигнем уровня, когда программа не будет вызывать нареканий. Алгоритм системы управления рисками настроен так, чтоб он не был доступен для других, чтобы поставить заслон серым схемам, поэтому не может доступным всем. Он доступен специалистам, которые над ним работают, и в этой рабочей группе участвует и общественность, учитываются ваши предложения либо через консультационные советы, либо через общественные площадки. Относительно того, что наши объемы уходят в другие страны, по статистике это не подтверждается. У нас по итогам 2018 года рост товарооборота на 20%. Теперь по индикатору таможенной стоимости: у нас есть обязательства, как и у других стран. Для нас индикатором являются не только наши декларации ранее оформленные, не только справочники, которыми мы пользуемся, ценовая информация любая доступная, но также и декларации, которые оформлялись в других странах-членах Таможенного союза. Поэтому это и российская, и киргизская информация. Это как мера контроля. Сотрудник не может самолично решать вопрос - брать с участника ВЭД обеспечение или нет, сейчас введен модуль авторасчета таможенных платежей и налогов. Программа сама считает, то есть идем к тому, чтобы минимизировать участие сотрудника таможенных органов в процессе оформления. Это как одна из антикоррупционных мер", - объяснил предпринимателям сложившуюся ситуацию на таможне Кайрат Бокишев.
Управляющий директор - директор департамента таможенного администрирования НПП РК "Атамекен" Дина Мамашева сообщила о том, что Нацпалата намерена решить вопросы формирования ценовой информации, внедрения субъектно-ориентированной модели СУР, перевода всех услуг по таможенному оформлению в электронный формат, а также снять проблемы по информационному взаимодействию.
"НПП в курсе этой проблемы, к нам поступают с начала 2019 года поступают жалобы от предпринимателей на действия таможенных органов, мы эти жалобы обрабатываем и направляем в государственные органы. Эта работа началась с прошлого года, пока официального ответа от государственных органов кроме отписок о том, что эта информация для служебного пользования, мы не получили. Любое действие государственного органа должно быть регламентировано законодательно. Из нашей практики должны полностью уйти такие вопросы, как какие-то устные распоряжения и какие-то непонятные указания, которые нигде не записаны. Любое действие, которое не регламентировано законодательно, мы считаем неправомерным", - отметила Дина Мамашева.
По ее словам, необходимо пересмотреть систему управления рисками и сделать ее субъектно-ориентированной, прозрачной и понятной. Все принципы должны быть описаны в документе "Стратегия и тактика работы таможенных органов по системе управления рисками". При этом Дина Мамашева высказалась о недобросовестных предпринимателях.
"Предприниматели не всегда честны, нужно признать, есть расхождения в статистике, есть факты занижения таможенной стоимости. О чем говорит бизнес? Он говорит: постройте свою систему так, чтобы ловили именно нечестных и сделайте максимально удобный режим работы для тех, кто добросовестный, кто все документы предоставляет. Из-за этого у нас и идут все споры. Как этот вопрос решить? Только в законодательном поле. У нас ведется в стране серьезная борьба по снижению теневой экономики, ее объемы достаточно большие. Расхождение только по Китаю достигло колоссальных размеров – почти 7 миллиардов долларов, и это кто-то из недобросовестного бизнеса, недобросовестных госорганов увел эти деньги из экономики Казахстана", - сказала представитель "Атамекена".
Дина Мамашева напомнила о принципе переноса акцентов на посттаможенный контроль, который законодательно прописан, но на практике не реализуется.
"На местах надо в каждом департаменте наладить связь и взаимодействие с бизнесом. Если компанию вы уже проверяли, если она свою стоимость вам уже доказала, то дальше она ее доказывать не должна, так написано в законе. Мы просим исполнения закона. Особо хотелось отметить то, что сегодня происходит на "Нур жолы". В соответствии с законодательством, система управления рисками не может регламентировать никаких иных действий кроме формы таможенного контроля. Вы можете принять решение о досмотре груза, можете принять решение о проведении любой формы таможенного контроля в отношении товара, но вы не можете предприятие заставить оформляться там, где он не хочет. Это не может быть регламентировано системой управления рисками. Это должен быть отдельный нормативно-правовой акт, который подлежит регистрации в Министерстве юстиции и в дальнейшем должен быть опубликован. Проблема в том, что мы принимаем решения, которые людям не понятны, не прозрачны и законодательно не урегулированы. Мы бы хотели исключить именно такие факты. Что можно делать на "Нур жолы"? Можно создать условия для бизнеса, чтобы ему захотелось оформляться на этом таможенном посту", - заключила управляющиий директор - директор департамента таможенного администрирования НПП РК "Атамекен" Дина Мамашева.