На площадке МИР РК состоялось заседание рабочей группы по вопросам развития транспортной политики в сфере гражданской авиации, где были рассмотрены основные проблемы авиации. В заседании приняли участие заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Ельдос Рамазанов, Первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Роман Скляр, представители отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества.
Открыв встречу, Роман Скляр отметил, что уполномоченным органом проводится эффективная работа по развитию отрасли гражданской авиации.
В свою очередь, Ельдос Рамазанов акцентировал, что при этом в области гражданской авиации накопился пул проблемных вопросов. Подчеркнув, что урегулировать интересы сторон очень сложно, потому что в транспортной отрасли отсутствует единый документ, который учитывал бы цели, задачи и планы.
Генеральный директор ТОО "AMG" Аскар Муратбаев поддержал позицию "Атамекена" отметив, что из-за отсутствия стратегии развития гражданской авиации, курирующего органа, между участниками отрасли возникают конфликты.
"Когда со стороны государства нет взвешенной политики, получается, как в басне Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука". Мы со своей стороны хотели бы предложить назначить для отрасли курирующий орган. У нас есть два документа, которые косвенно касаются отрасли - Послание Главы государства "План нации - 100 конкретных шагов" и программа "Нурлы жол", но там очень кратко прописаны вопросы гражданской авиации", - сказал Аскар Муратбаев.
Ельдос Рамазанов добавил, что отраслевики регулярно поднимают данный вопрос на площадке "Атамекена".
"Нет единого видения, куда нам двигаться. Сейчас нам необходимо хотя бы на ближайшие 10 лет сделать комплексное представление развития отрасли, чтобы бизнес видел, как и куда развиваться. Бизнес то же ждать не должен, нужны предложения и активная вовлеченность в решение вопроса", - подчеркнул Ельдос Рамазанов.
МИР РК в свою очередь поддержал бизнес и предложил рассмотреть вопрос в рамках программы "Нурлы жол". Аскар Муратбаев поднял больной для аэропортов вопрос – досмотр первой линии. Уточнив, что это прерогатива МВД РК, а хозяйствующий субъект не имеет финансовой возможности на содержание штата, оборудование для досмотра. К тому же службы аэропорта не имеют оружия и прав на изъятие подозрительных предметов.
"У нас нет должного финансирования для создания подобного отряда. Досмотр осуществляется нерегулярно, а лишь в случаях террористической угрозы. Для осуществления досмотра нам будет необходимо создавать группу, для которой нет нужного оборудования и средств", - ответил начальник управления организации охраны общественного порядка и обеспечения дорожной безопасности Комитета административной полиции Багланбек Айтпаев.
В ходе заседания члены рабочей группы обсудили вопрос об упрощении порядка возврата превышения НДС для аэропортов.
Сегодня оборот по реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, облагается по нулевой ставке. При этом согласно Налогового Кодекса РК, налогоплательщику подлежит возврат из бюджета с превышением суммы НДС, относительно суммы начисленного налога. Однако, ни один аэропорт не смог получить возврат НДС, так как при проведении тематических проверок, проверке подвергается вся сумма НДС.
"Процедура возврата превышения налога на добавленную стоимость не до конца отработана налоговым законодательством, так как при проведении тематических проверок, проверке подвергается вся сумма НДС, сложившаяся по всем оборотам. При этом, налоговые органы отказывают в возврате всей суммы НДС, мотивируя это отсутствием ответов на запросы по поставщикам второго и более уровней", - отметил вице-президент по развитию АО "Авиакомпания "SCAT" Даулет Хамзин.
Данное предложение нашло отклик в МИР РК, также был поддержан МНЭ РК. С предложением ввести тариф на авиаперевозку пассажиров без багажа выступил вице-президент по правительственным и законодательным вопросам, и безопасности "Air Astаnа" Денис Иванов, отметив, что Казахстан теряет позиции с ведением подобного налога в России.
"Продажи авиабилетов, не предусматривающих бесплатную перевозку багажа, приведет к снижению стоимости авиабилетов на 10–20%. У нас много перемещений внутри страны, пассажиры будут активно пользоваться именно безбагажными тарифами. Это позволит казахстанским авиаторам выйти на новый уровень по объемам пассажирских перевозок. Также будут созданы условия для развития в стране авиакомпаний-лоукостеров", - рассказал Денис Иванов.
Роман Скляр поддержал предложение.
"От введения тарифа не должен пострадать пассажир. Главное условие – неизменные условия перелета с ручной кладью", - уточнил Роман Скляр.
По итогам заседания Роман Скляр отметил, что Министерство совместно с "Атамекеном" продолжит работу по устранению барьеров в сфере гражданской авиации.