Ведущие IT-специалисты и предприниматели обменялись опытом и инновационными решениями в области цифрового развития, сообщает пресс-служба Astana Innovations.
Как подчеркнули участники форума, цифровизация предназначена для рядовых граждан. В столице, к примеру, реализуется ряд smart-проектов для решения определенных проблем. Например, мобильное приложение Smart Astana – это оказание более 70 сервисов и услуг, как государственных, так и коммерческих. Среди самых популярных – запись на прием к врачу, вызов его же на дом, проверка штрафов и адмнарушений, рейтинг врача, проверка больничных и самых популярных справок на "чистоту", а также "активный житель" – когда астанчане принимают участие в решении городских проблем посредством опросов и предложений. Заполняя анкеты, жители получают баллы, которые могут обменять на призы. Одними из таковых станут билеты на матч "Астана" – "Manchester United" среди тех, кто заполнит анкету-скрининг НПП "Атамекен" в мобильном приложении Smart Astana.
В январе этого года в районе Сарыарка был запущен проект "Бюджет участия". Он предоставил жителям возможность определить, на что акимат их района должен потратить 500 млн тенге. Процесс участия простой и максимально прозрачный. За проект голосуют другие жители района, и если он набирает максимальное количество голосов, акимат реализует его.
Кроме того, город развивает портал открытых данных (Open Data). Он предоставляет 20 наборов данных по восьми категориям (образование, здравоохранение, транспорт, ЖКХ, городские услуги, экология, новости и мероприятия). Если смотреть статистику в Нур-Султане, то в топ-5 самых посещаемых входят: информация о школах и садиках, информация о больницах и поликлиниках, подача обращения в Службу 109, получение статуса и ответа, данные об онлайн-передвижении автобусов, а также список КСК.
Вместе с тем активно реализуется и проект Big Data. Это информационная система, которая управляет и анализирует большие объемы данных для прогнозирования и моделирования будущих ситуаций на основе искусственного интеллекта. В столице внедрен 100%-ный казахстанский продукт. На сегодняшний момент система объединяет 104 источника данных по 307 объектам наблюдения.
Что касается образования, то жители столицы могут записаться онлайн в детский сад, школу или колледж. Автоматизирована система по прохождению аттестации педагогов. Все организации образования подключены к сети Интернет. В школах внедряется универсальная система оплаты: одна карта – три решения. Это переход на безналичный расчет в столовой, оплата проезда и контроль посещаемости детей. Все школы оснащены кабинетами робототехники, 36 школ оснащены STEM-лабораториями, на базе детских садов открыты 20 площадок по изучению основ робототехники. Кроме того, в столице был впервые размещен государственный заказ на инклюзивное дошкольное образование в частных садах. С 1 января 2019 года реализация госзаказа в частных садах перешла от районных акиматов к управлению образования Нур-Султана. Централизация вызвала определенные трудности – возникает очередь при сдаче табелей посещения и другой отчетности. Для решения таких задач были внедрены электронные табели посещения. Таким образом, отпадет необходимость физического присутствия в акимате – вся отчетность по госзаказу становится цифровой.