Документ направлен на систематизацию государственного регулирования рекламной деятельности и совершенствование законодательства в сфере рекламы, в том числе в части пресечения нарушений в сфере рекламы, передаёт Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Акорды.
В частности, устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства в области рекламы.
"Учитывая проводимую политику по дедолларизации экономики введена административная ответственность за указание цены товара не в национальной валюте при его реализации на территории Республики Казахстан. Установлена ответственность за недобросовестную, недостоверную, неэтичную и скрытую рекламу, также рекламу в дни национального траура на теле-, радиоканалах", – сообщал ранее министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя документ в мажилисе Парламента.
По его данным, закон содержит более 15 запретов, которые не работают на практике и игнорируются, поскольку отсутствует административная ответственность и практика уполномоченных органов по привлечению к адмответственности.
"В связи с этим нами конкретизирована диспозиция видов административной ответственности в области рекламы. Кроме того, некоторые виды административной ответственности введены впервые", – пояснял министр.
Также закон предусматривает поэтапный переход по сокращению теле- и радиоканалами объёма коммерческой рекламы в вечернее время. С 2019 года объём рекламы предполагается сократить до 20%. Также вводится норма о безвозмездном размещении на ТВ и радио социальной рекламы до 10 роликов в день и снимаются ограничения на использование изображения детей в социальной рекламе.
Документом определён уполномоченный орган в области рекламы – Министерство национальной экономики. Регулирующими госорганами определены министерства информации и коммуникаций, по инвестициям и развитию (ныне Министерство индустрии и инфраструктурного развития), внутренних дел и здравоохранения.
"Уполномоченный орган в области рекламы будет осуществлять руководство и межотраслевую координацию по вопросам рекламы и утверждать типовые правила размещения наружной рекламы. Регулирующие органы в области рекламы будут осуществлять руководство в отдельных отраслях (средств массовой информации, автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, лекарственных средств, БАДы и медицинского оборудования), в которых осуществляется рекламная деятельность", – отмечал глава Миннацэкономики.
Для недопущения скрытой рекламы алкоголя и табака введена ответственность за рекламу в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям.
Вместе с тем в целях недопущения увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей размеры санкций, установленных КоАП, не пересматривались.
Определен механизм распространения социальной рекламы на теле-, радиоканалах. Предлагается установить ежедневный объём социальной рекламы.
Так, социальная реклама будет размещаться на обязательных 15 теле-, радиоканалах (перечень обязательных каналов утверждён приказом Министерства информации и коммуникаций от 13 апреля 2016 года № 368). Как уже отмечалось выше, ежедневный объём социальной рекламы составляет не менее 10 выходов в эфир в период с 06:00 до 24:00. При этом обязательными будут два выхода во время прайм-тайма.
Социальная реклама на обязательных 15 теле- и радиоканалах будет размещаться безвозмездно.
Законом внесены изменения и дополнения в части исключения правовых коллизий в Кодексе об административных правонарушениях, касающихся нарушений законодательства о рекламе; увеличения срока возмездной аренды размещения объектов наружной рекламы.
Внесены поправки, направленные на чёткое определение терминов "наружная и визуальная" реклама и "объект наружной и визуальной" рекламы; введение понятия "уличная мебель, оборудование"; а также видов информации, не относящихся к наружной рекламе.
А также поправки, нацеленные на чёткое разделение компетенции регулирующих госорганов в области рекламы, в том числе местных исполнительных органов; переход от разрешительного порядка выдачи документов на размещение наружной рекламы на уведомительный; определение конкретных субъектов, осуществляющих контрольные функции.
Документом введена ответственность собственников объектов наружной рекламы, размещённой на внешних сторонах зданий, сооружений, по их содержанию в надлежащем эстетическом, санитарном и техническом состоянии. Собственники также обязаны обеспечивать безопасность объекта наружной рекламы для жизни и здоровья людей. К собственникам также будут применяться требования по своевременному демонтажу объектов наружной рекламы.
Установлены ограничения по предоставлению земельных участков общего пользования под размещение объектов наружной рекламы, в частности на тротуарах и велосипедных дорожках.