О коррупции на Хоргосе рассказали мажилисмены

1925

На территории сухого порта, куда перемещены около 600 фур, отсутствуют элементарные удобства, сообщает inbusiness.kz.

О коррупции на Хоргосе рассказали мажилисмены Фото: Максим Морозов

По словам мажилисмена Меруерт Казбековой, к мажилисменам обратились предприниматели с жалобами, и 6 ноября депутаты демпартии "Ак жол" посетили таможенный переход "Нур жолы".

"Бизнесом вновь поднимаются актуальные вопросы, многие из них и водителей фур находятся на грани разорения и отчаяния. Это связано с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированности с таможенной системой "Астана-1"; продолжающимися многомесячными простоями. Например, около 20 автомашин с водителями стоят в этой очереди уже около 90 дней. На территории Сухого порта, куда перемещены около 600 фур, отсутствуют элементарные удобства, например, за неделю до нашего приезда были убраны биотуалеты, предприниматели сообщают о введенных руководством Сухого порта поборах даже за право кормить своих водителей, которые живут тут же, в кабинах грузовиков. По их словам, за это взимается 30 тысяч тенге на машину", – сказал она.

У многих очередников машины загружены экспортным товаром (растительным маслом, минеральной водой и т.д.), по которым уже истекают сроки поставки. Уже есть случаи отказа китайской стороны от грузов из-за срыва контрактов, отметила депутат.

"Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы электронной очереди. Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим сложилось недоверие к этой "очереди", так как по-прежнему одни автомашины беспрепятственно проезжают, чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами. Предлагают поднять информацию КГД и просто сверить данные о заездах, которые покажут те автомашины, которые работают безостановочно", – отметила она.

По словам Казбековой, на сегодняшний день в электронной очереди числятся порядка 6 тыс. фур.

"Водители требуют вернуть живую очередь вдоль трассы, чтобы самостоятельно контролировать движение и не пускать т. н. "толкачей". Из-за несинхронизированности электронной очереди с таможенной информационной системой происходят сбои и бюрократические проволочки даже тех фур, которые дождались своей очереди. Еще одна проблема – вывоз с таможенной территории спецтехники. Оператор запрещает вывозить спецтехнику самостоятельно, а услуги тягача оценивает в 2900 долларов США. В этой связи предприниматели просят создать отдельную очередь для таких машин, которые бы самостоятельно вывозили спецтехнику с накопителя", – продолжила мажилисмен.

Помимо этого, по ее словам, поступают много жалоб на действия транспортного контроля, поскольку, даже не доезжая до таможенного поста, водителям приходится проходить дополнительно три поста, которые замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам, не считаясь со стандартами производителя.

"В результате новенькие грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 см длиннее наших требований, что неизменно влечёт вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае – от 50 тыс тг, ведь обрезать кузов в степи не получится. И все это – на фоне стремления Казахстана стать связующим мостом между Китаем и Европой, зарабатывать на трансконтинентальных перевозках. После таких мытарств многие грузоотправители предпочтут старый добрый морской путь путешествию с нашими неожиданностями", – возмутилась Казбекова.

В этой связи фракция ДПК "Ак жол" просит: обеспечить прозрачность электронной очереди, для чего установить на Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн; обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой "Астана-1"; поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалеты и душевые; добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день; а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода "Колжат"; разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие современным нормам, регулярно проводить антикоррупционные рейды в данном направлении. 

Дана Карина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться