На площадке Региональной службы коммуникаций области Ұлытау состоялся брифинг на тему “Информационно-просветительская работа с населением по вопросам защиты прав потребителей путем оказания информационных услуг", передает inbusiness.kz.
В брифинге приняли участие заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по области Ұлытау Жасулан Даулебаев, а также и.о. заместителя руководителя департамента санитарно - эпидемиологического контроля области Асель Битаева.
По словам Жасулана Даулетбаева, в текущем году в департамент поступило 385 обращений, касающихся нарушений прав потребителей. Данные показатели отражают, с одной стороны – повышение уровня выбора потребителя, с другой – рост предпринимательской деятельности. 175 обращений поступили через горячую линию и телеграмм бот, 175 - через портал заявлений и еще 35 на приеме граждан.
“В настоящее время жалобу можно подать, зарегистрировавшись на сайте e-tutynyshy или е-otinish.kz через информационную систему. На сайте e-tutynyshy субъектам предпринимательства предоставляется доступ, описываются жалобы и проблемные вопросы и направляются непосредственно потребителю”, - рассказал заместитель руководителя департамента.
Также он проинформировал журналистов о том, что на сегодня е-otinish.kz и Smart QR проведена интеграция с системой, разработана мобильная версия платформы. Целью проекта является упрощение подачи обращений в электронном формате, а также создание системы для приема обращений от потребителей к представителям бизнеса, разрешения обращений на разных этапах, отслеживания жалоб потребителей в разрезе отраслей и спорных объектов, формирования аналитических данных и выявления проблемных вопросов государственных органов во всех сферах жизнедеятельности граждан.
В течение года Департаментом проведен анализ электронных счетов-фактур и благодаря упорному труду участников комиссии по проверке посреднических схем по всей цепочке ценообразования на продукты питания по области, созданной в соответствии с распоряжением акима области Ұлытау, выявлено необоснованное увеличение размеров торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. 235 предпринимателей привлечены к административной ответственности. Выяснено, что необоснованно повышены цены на творог, подсолнечное масло, яйца, куриное мясо, сахар и макаронные изделия.
Наряду с этим, на брифинге рассказали о том, что Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан запущено общественное движение "Качественная продукция". Задачами проекта является вовлечение неправительственного сектора по защите прав потребителей, представителей местных исполнительных и представительных органов, а также предпринимательского сообщества в реализацию общенациональных интересов по обеспечению защиты отечественных производителей и потребителей от опасной и некачественной продукции на внутреннем рынке, а также создание условий для развития разумной конкуренции.
В настоящее время ведется системная работа по реализации общественного движения "качественная продукция". Представители общественного объединения "Защита прав потребителей” в рамках концепции "качественная продукция" регулярно проводят мониторинг на территории области с целью выявления некачественной и опасной пищевой продукции.
"За истекший период текущего года Департаментом и его территориальным управлением проведена санитарно-просветительная работа, направленная на обеспечение населения качественной продукцией. Также в этом направлении мы ведем работу в рамках законодательства РК, а именно Предпринимательского кодекса, контрольных закупок продукции и внеплановых проверок по обращениям физических и юридических лиц. Контрольная закупка продукции - это самостоятельная форма проверки, в рамках которой специалисты службы санэпид отбирают пробы продуктов питания и непродовольственной продукции и направляются в аккредитованную лабораторию для проведения санитарно-эпидемиологических исследований. При выявлении несоответствующей продукции по итогам лабораторного исследования подготавливается и выдается постановление главного санитарного врача об отзыве или изъятии несоответствующей продукции из продажи. Для принятия исполнения данного постановления проводится внеплановая проверка и в случаях неисполнения КоАП возбуждается дело и штраф. Всего за истекший период 2024 года в рамках контрольных закупок отобрано 130 продуктов, из них продовольственных - 105, непродовольственных - 25 несоответствующих - 16, в рамках мер оперативного реагирования выдано 6 постановлений”, - рассказала А. Битаева.
Также она отметила, что по обращениям физических, юридических лиц проведено 22 внеплановых проверки. Из них по 12 заявлениям подтверждены факты нарушений, в результате наложены штрафы.