В начале своего выступления глава МТСЗН отметил, что законопроект разработан в рамках исполнения Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года. В основу документа легли предложения членов рабочих групп мажилиса и сената парламента, координационного совета по вопросам лиц с инвалидностью при правительстве, а также общественности и экспертного сообщества, сообщила пресс-служба министерства труда и социальной защиты населения РК.
Проект закона предусматривает внесение изменений и дополнений в 75 законодательных актов, в том числе в 10 кодексов.
"Законопроект разработан в целях: имплементации норм Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью по устранению дискриминационных терминов в законодательстве; совершенствования социальной защиты лиц с инвалидностью; стимулирования трудоустройства и создание возможностей для экономической активности лиц с инвалидностью; обеспечения гарантированным социальным пакетом малообеспеченных семей, оформления документов на получение специальных социальных услуг и инватакси через портал социальных услуг (с 2023 года). Также документ предусматривает расширение категории "ветеран труда" и установление гарантированного уровня социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в случае возобновления трудовой деятельности", – проинформировал Серик Шапкенов.
Законопроект содержит следующие новеллы.
Первое. Введение пособия лицам, которые осуществляют уход за инвалидами I группы, вне зависимости от причины инвалидности. Данным пособием будет охвачено порядка 24 тыс. человек.
Второе. Детей в возрасте от 7 до 16 лет предлагается разделить по группам инвалидности, и им будет пересмотрен размер пособий в сторону увеличения. Мера коснется более 31 тыс. человек.
"Это норма также положительно отразится на размерах специального государственного пособия детям-инвалидам, проживающим в Байконуре, которые получают пенсии по инвалидности по законодательству Российской Федерации, а специальное государственное пособие по законодательству Казахстана", – подчеркнул министр.
Третье. Предоставление права на одновременное получение пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Это позволит повысить уровень доходов семей, потерявших кормильца и имеющих в своем составе детей с инвалидностью. Мера коснется порядка 2 тыс. детей-инвалидов.
Четвертое. С учетом международного опыта (Япония, Германия, Франция) в качестве альтернативы исполнения квоты по трудоустройству лиц с инвалидностью предлагается с 2023 года ввести компенсационные взносы для работодателей.
"Аккумулированные средства будут направлены на содействие занятости: субсидирование затрат работодателей, создающих специальные рабочие места; организацию обучения лиц с инвалидностью навыкам, необходимым для трудоустройства; организацию оплачиваемых стажировок лиц с инвалидностью у потенциальных работодателей", – пояснил Серик Шапкенов.
Пятое. Предлагается оказание социальной поддержки лицам, получившим инвалидность от трудового увечья или профессионального заболевания, в виде обеспечения техническими средствами реабилитации за счет государства в случае невозможности исполнения обязательств работодателем.
Шестое. Будет сохранено право семей, воспитывающих детей с инвалидностью, состоять на учете до получения жилья из государственного фонда после достижения совершеннолетия и перехода ребенка на статус инвалида I и II группы. Эта норма даст возможность более 20 тыс. семей сохранить очередность.
Седьмое. Установление гарантированного уровня (на уровне аналогичного ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком до одного года из республиканского бюджета) суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в случае возобновления трудовой деятельности.
Восьмое. Продление периода ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет, ранее учитывался период ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет. Данная норма вводится в связи с изменением возрастных групп детей с инвалидностью. Она положительно повлияет на назначении пенсионных выплат по возрасту и базовой пенсии.
"В целом нормы, изложенные в проекте закона, отражают актуальные вопросы обеспечения государством базовых социальных гарантий, включая вопросы социальной поддержки лиц с инвалидностью, адресную социальную помощь и пенсионное обеспечение. Принятие законопроекта не потребует дополнительного выделения бюджетных средств, затратные нормы будут реализованы в рамках выделенных средств на 2021-2023 годы в размере 55,4 млрд тенге", – резюмировал Серик Шапкенов.