Об этом заявили сами предприниматели и мажилисмены. По их словам, иностранные компании забирают более 60 процентов разрешений на международные грузоперевозки, а отечественные фирмы остаются не у дел. Почему, расскажет Atameken Business.
О том, что иностранные компании душат казахстанских перевозчиков, отечественный бизнес говорит с прошлого года. Итоги его показали, что ситуация патовая. По словам грузоперевозчиков, 60 процентов международных разрешений на транспортировку товаров за границу получают иностранцы. И 30 процентов из них – фирмы-однодневки, которые регистрируют компании по всему Казахстану, имея по бумагам только арендные фуры. После эти разрешения, так называемые "дозволы", продают нашим перевозчикам.
"Они получают данные дозвола и нам же их предлагают купить их по 500 долларов, в зависимости от страны и спроса этого дозвола. +03:15 Когда стоимость данного дозвола 3065 тенге стоит", - говорит владелец транспортной компании Валерий Сусаренко.
Отечественный бизнес несет колоссальные убытки. Имея в своем владении около сотни машин, компания Валерия Сусаренко получает не больше 10 разрешений на международные грузоперевозки.
"Подаем заявку, отказ. Подаем заявку, отказ. Практика показала сейчас в конце года, что 40 тысяч дозволов остались в министерстве неиспользованными. Здесь просто катастрофа. Могли бы заработать деньги, платить в бюджет и люди бы деньги получили, но вот получилось как получилось", - продолжает он.
А получилось не самым лучшим образом. Этот факт признает и мажилисмен Самат Акишев.
"Для нас вообще очень тревожный звонок то, что удельный вес в плане транзитных перевозок нашими отечественными он падает. Он где-то, если не ошибаюсь, 32 процента. То есть это очень нехороший такой показатель. Поэтому будем стараться выправить данное положение", - считает Самат Акишев.
Выправить положение, по мнению грузоперевозчиков, можно изменениями в законодательство. Бизнес просит запретить выдавать разрешения компаниям-однодневкам, которые не имеют в собственности транспорт. А также перейти к формату цифровизации.
"Я предлагаю дозвола сделать в электронном виде, во всем мире уже в электронном виде. А у нас транспортная инспекция должна поставить печать и нигде его не отметить", - отмечает владелец транспортной компании Алдан Менкеев.
Мажилисмен намерен поставить вопрос не только перед комитетом транспорта, но и МИДом. Если не решить проблему, то казахстанских грузоперевозчиков попросту вытеснят с рынка иностранцы.