Но радоваться автовладельцам рано: вместо привычного налога инициаторы аналитической платформы экономи кз предлагают увеличить акцизы на топливо. Только вот от такой новости сами автомобилисты - не в восторге. Хотя, некоторые специалисты, инициативу наоборот поддерживают, сообщает Atameken Business.
Эксперты из сферы транспорта называют отказ от налога логичным шагом: чем больше ездишь, тем больше платишь. Более того, в Ассоциации безопасности дорожного движения уверены, что такая мера могла бы подтолкнуть казахстанцев к более разумному использованию автомобилей и даже к переходу на экологически чистый транспорт. Но не всё так радужно, как может показаться. В части увеличения акцизов на топливо энтузиазм специалистов резко затухает. Они предупреждают: такое решение приведёт к подорожанию ГСМ, что ударит не только по кошелькам водителей, но и по всей экономике.
"Мы предлагаем внедрить проекты как налог на транспорт, но не в виде акциза, а добавочной стоимости на бензин отдельный вид и налог на безопасность дорожного движения, последний в размере 500-1000 тенге на каждый автомобиль. Но его взымать через страховые полиса, эта практика во всем мире есть", - говорит руководитель ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов.
Зато автовладельцы от этой инициативы в шоке! Все нами опрошенные водители не поддерживают такое предложение. По их словам, отсутствие транспортного налога приведет к ухудшению качества дорог. А они, к слову, у нас, итак не в лучшем состоянии. По официальным данным, около 40% всех автодорог в стране признаны нуждающимися в капитальном ремонте или реконструкции.
Между тем автомобили остаются одним из главных источников загрязнения воздуха в городах Казахстана, особенно в крупных городах как Алматы и Астана. По данным экологов, на транспорт приходится до 60 процентов всех вредных выбросов в городском воздухе. Наибольший урон экологии наносят старые машины с низким экологическим классом и недостатком контроля за качеством топлива. Ситуацию усугубляет отсутствие развитого общественного транспорта и популяризация личных автомобилей. Эксперты подчеркивают, что отказ от транспортного налога не приведет к хорошим экологическим последствиям.
"Углеродный след будет меняться если люди начнут ездить на ЭКО транспорте. Здесь решением может стать только вопрос введения акциза на топливо, то есть повышение стоимости топлива, то есть в котором этот экологический налог будет содержаться. Но у нас люди к этому не готовы, потому что сразу же начнутся какие-то волнения", - отмечает эколог Чингиз Лепсибаев.
Отметим, что вопрос транспортного налога в Казахстане поднимается уже не первый год, но точного решения всё ещё нет. Летом представители Миннацэкономики заявили о возможном снижении налога для владельцев старых автомобилей. Казалось бы, отличная новость, но конкретные изменения, если и будут, то только к следующему году — и то в рамках разработки нового Налогового кодекса. А пока автовладельцы хоть и не так много, но продолжают пополнять казну: за 2023 год физические лица заплатили в бюджет 74 миллиарда тенге, а юридические лица добавили ещё 13 миллиардов. В этом же году сумма чуть больше.
"По налогу на транспортные средства физических лиц за 11 месяцев текущего года поступило 95,7 млрд , а по налогу на транспортные средства юридических лиц поступило 14,4 млрд тенге", - заявляет эксперт управления КГД МФ РК Жандос Тулегенов.
Кстати, автомобильные вопросы поднимают и критикуют также депутаты. В начале этого года мажилисмены предложили снизить утильсбор и тарифы за регистрацию машин. Инициатива направлена на снижение финансовой нагрузки. По мнению экспертов, высокие ставки сбора и регистрационные тарифы ограничивают покупку автомобилей, особенно для граждан с низким доходом. Вопрос сейчас находится на стадии обсуждения, и окончательное решение будет зависеть от согласования между заинтересованными сторонами.
Читайте по теме:
Казахстанцы рискуют остаться без денег перед Новым годом из-за действий налоговиков