Парадокс иностранных бланков разрешений для грузоперевозчиков РК: их не хватает, но они остаются

587

Планируются изменения.

Парадокс иностранных бланков разрешений для грузоперевозчиков РК: их не хватает, но они остаются Фото: inbusiness.kz

Сегодня в Алматы комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля минтранспорта РК на открытом совещании с представителями казахстанских транспортно-логистических компаний представило для обсуждения проект реформирования системы распределения иностранных бланков разрешения, по которым перевозчики получают возможность для въезда в иностранные государства при осуществлении международных автомобильных грузоперевозок, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу МТ РК.

Основные изменения направлены на устранение условий для создания искусственного дефицита бланков и их незаконной перепродажи на теневом рынке.

Председатель КАТТК Алтай Али в ходе встречи рассказал грузоперевозчикам, экспертам, общественникам и журналистам о планируемых мерах и механизмах, способствующих решению застарелых проблем отрасли.

"По существующей системе распределения бланков 50% документов закрепляется за перевозчиками, которые работали в предыдущие годы. История деятельности гарантирует им бланки на предстоящий период. А оставшаяся половина переходит в категорию резервных. Это значит, что их могут получать все остальные перевозчики. Мы считаем, что это неправильный подход, мы не должны отдельным перевозчикам гарантировать объемы", - рассказал А.Али.

Спикер подчеркнул, что доступ к бланкам и возможности перевозчиков должны быть равными, справедливыми и не ограничивающими свободную конкуренцию.

Председатель комитета напомнил, что сейчас бланки представляют собой практически чистый лист, где не указывается ни название фирмы, ни номер машины. И при этом предоставляется 100 дней на его использование. Это еще одна причина создания искусственного дефицита в системе выдачи бланков.

"Мы предлагаем внедрение механизма выдачи ИБР по факту перевозки грузов. Там не будет учитываться история, любой и только казахстанский перевозчик сможет получить бланки при наличии конкретного груза. Полностью исключим предпосылки для перепродажи, в том числе выведем наши инспекции транспортного контроля из процессов распределения бланков. Человеческого фактора там не будет. В бланках будут указываться наименования компаний и номера машин, а оригиналы бланков будут сдаваться после возвращения из иностранного государства. Это обеспечит прозрачность и отслеживаемость использования ИБР",-  сообщил представитель минтранспорта.

В целом, представители перевозочного бизнеса и транспортных ассоциаций с одобрением приветствовали планируемые изменений, поблагодарив при этом госорганы за то, что их просьбы и обращения услышали. Однако ряд перевозчиков не уловил суть некоторых предложений КАТТК и вновь озвучил вопрос о том, что в начале года им не достаются бланки, хотя ближе к декабрю в системе распределения бланков появляется много неиспользованных ИБР, которые невозможно освоить за последний месяц сезона, особенно в условиях напряженной ситуации на границах Евросоюза.

"Почему у нас в конце года появляются неиспользованные бланки? Этот вопрос нас тоже сильно беспокоит. Это происходит из-за погрешностей в существующей системе распределения бланков. Мы сейчас даем 100 дней на использование бланков. Когда перевозчик, за которым закреплены бланки, видит, что не успевает, он начинает их возвращать в систему. Мы хотим уйти от этого. Поэтому мы предлагаем изменения, которые предусматривают снятие ограничения по историям перевозок и активности автотранспортных средств. Предварительного распределения не будет. Будет по факту: взял бланк – уехал. Это предоставит равный доступ. Вы это почувствуете", - пояснил Алтай Али.

Также председательствующий в ходе совещания обрисовал текущую ситуацию на отечественном рынке грузоперевозок. По его словам, на сегодняшний день в Казахстане в международных перевозках задействованы 1883 перевозчика с парком в 20 750 автотранспортных средств. Обмен ИЮР осуществляется с 42 странами. Доля казахстанских перевозчиков в общем объеме международных грузоперевозок в стране составляет 45%.

"При существующей методике в 2022 году у нас использованы только 45% бланков, остаток - 55%. В 2023 году у нас из 270 тыс. бланков использовано 58%. В прошлом году произошло увеличение бланков категории С в направлении КНР до 113 тыс. Мы начали выдавать документы по факту на границе. Исторически обмен с Китаем был порядка 50 тыс. ИБР. При этом был постоянный дефицит, который приводил к их перепродаже на теневом рынке, где стоимость доходила до 3 тыс. долларов, при реальной цене в 1 МРП", - рассказал А.Али.

Читайте по теме:

В Китае резко выросла активность логистического сектора

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться