Сенат парламента Казахстана на пленарном заседании в четверг принял законопроект по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации, передает "Интерфакс-Казахстан".
Документ считается принятым парламентом в целом и направлен на подпись главы государства.
Документ направлен на дальнейшее приведение законодательства в сфере гражданской авиации в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), указывается в заключении комитета сената по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Поправками предлагаются нормы, направленные на развитие конкуренции в аэропортах и регламентирование деятельности поставщиков услуг наземного обслуживания воздушных судов. Ряд норм направлены на совершенствование вопросов безопасности путем введения программы авиабезопасности гражданской авиации, закрепления ответственности медицинских экспертов, поставщиков аэронавигационного обслуживания и должностных лиц.
Кроме того, поправками совершенствуется система медицинского освидетельствования авиационного персонала и вводится новый вид сертификации авиационных медцентров.
Вместе с тем документом устанавливается норма по ограничению до 49% доли участия иностранцев, лиц без гражданства и (или) иностранных юридических лиц в уставном капитале авиакомпаний в форме акционерного общества.
В свою очередь, в соответствии с положениями ИКАО, планируется урегулировать вопросы так называемой "мокрой аренды" воздушных судов иностранных авиакомпаний казахстанскими перевозчиками, пояснил ранее депутатам мажилиса министр по инвестициям и развитию страны Женис Касымбек.
"Мокрая аренда - это аренда судна с экипажем. При этом за основу взят зарубежный опыт, например Канады, когда такая аренда ограничивается на срок не более двух месяцев в году и количество арендуемых судов не превышает 29% от общего парка авиакомпании", - пояснил он.
"Таким образом, мы повышаем долю казахстанского содержания, создаем гарантированные рабочие места, сохраняем налоговые поступления, а также обеспечиваем контроль за туристическими авиаперевозками с целью недопущения их срывов в наиболее пиковые периоды, как это было два года назад", - добавил министр.
"Законодательно закрепляется обязанность служб аэропорта по проведению досмотра на входе в пассажирский терминал в случае нарастания рисков терроризма", - подчеркнул министр.
По словам министра, в документе присутствуют нормы, направленные на развитие малой авиации.
"В целях ее развития предлагается передача госфункций по определению уровня квалификации авиационного персонала в малой авиации саморегулируемым общественным объединениям. При этом требования к специалистам воздушных судов в малой авиации будут утверждаться комитетом гражданской авиации, и весь процесс будет находиться под постоянным контролем", - подчеркнул Женис Касымбек.
В целях развития малой авиации эксплуатанты воздушных судов легкой и сверхлегкой авиации будут освобождены от уплаты сборов за аэронавигационное обслуживание.
"Ввиду необходимости правового регулирования беспилотных летательных аппаратов, которые сегодня широко применяются в экономике Казахстана, планируется введение их учета в уполномоченных органах гражданской государственной авиации. Кроме того, категории беспилотников, подлежащих регистрации, будут определяться в соответствии с правилами регистрации воздушных судов", - отметил Женис Касымбек.
Между тем депутаты мажилиса также внесли в документ поправку, согласно которой курение на борту самолета будет признаваться ситуацией, угрожающей безопасности полета.