Партнеры затопленного паводком супермаркета в Костанае остались без компенсации

564

В незавидном положении те, у кого договоры лишь на реализацию товара без аренды торговых мест в супермаркете "Солнечный". По закону они не имеют возможности компенсировать убытки.  

Партнеры затопленного паводком супермаркета в Костанае остались без компенсации  Фото: inbusiness.kz

По данным палаты предпринимателей Костанайской области в списке пострадавших из-за затопления торгового центра "Апельсин", на первом этаже которого расположен крупный супермаркет "Солнечный" 198 предпринимателей. Значительная их часть – мелкие предприятия, что занимались реализацией своей продукции на условиях контрибуции. Самая большая сложность, и это показало прошедшее накануне совещание на уровне Минэкономики, это отсутствие договоров аренды торговых мест. По этой причине предпринимателей не могут признать пострадавшими от паводка. Ведь по факту юридический адрес супермаркета, равно как и юрадреса предпринимателей совершенно другие. И это, считают в палате предпринимателей, один из главных барьеров сегодня. Потому что, не имея статуса "потерпевшего", предприниматель не может получить налоговые преференции и другие льготы и выплаты. Таковы действующие на 24 апреля правила.

В областной палате предпринимателей отметили, что часть партнеров "Апельсина" отказались подавать заявления на выплату компенсации. Однако для многих мелких предпринимателей потеря товара откровенно критична. Поэтому предлагают бизнесу высказать свои варианты решения вопроса. Самая главная цель – найти способ и аргументы для того, чтобы людей включили в список пострадавших.

"Нам нужны предложения и аргументы, которые должны содержать порядок расчета и способы подтверждения убытков. Как реально госорган сможет удостовериться, что указанная вами сумма потерь реальная? Но времени мало. Мы предлагаем подавать коллективные письма через нас и независимые ассоциации", - отметил ил замдиректора областной платы предпринимателей Азимхан Баимбетов.

В областном управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития отметили, что прием заявок уже начали. Документы предпринимателям нужно приносить в акиматы и лучше заранее ознакомиться с правилами, чтобы документы не пришлось возвращать на доработку. В городском отделе предпринимательства подчеркнули, что бизнес уже подал 24 заявки, по половине из которых уже  произвели первые комиссионные выезды. В "Апельсин" первый выезд по  оценке и признанию потерпевшими также прошел. В числе заявителей и двое поставщиков торгового центра.

"Все заявки будут принимать и вести работу по возможному изменению правил по выплате компенсации. С контрагентами будут также отрабатывать, как и с другими предпринимателями. Текущая ситуация показала, что правила разработали в ускоренном порядке и что-то не учли. Стоит собрать все возможные доказательства ущерба: ото и видео, чеки документы. Даже если вам это не понадобиться в дальнейшем, лучше это сделать", - отметил Баимбетов.

В палате предпринимателей отметили, что часть партнеров торгового центра "Апельсин" не получит компенсацию из бюджета. Но в регионе действуют общественные фонды, где аккумулируют деньги крупного бизнеса. Возможно, удастся получить помощь от них. Для этого тоже нужны будут доказательства полученных убытков.

На вопрос, сколько нужно будет ждать компенсации, ни в одном госоргане Костанайской области не смогли ответить. Ситуация меняется и по мнению специалистов, в Минэкономики готовы рассмотреть возможность поддержки мелкого бизнеса. Получение компенсации крупными предприятиями и компаниями, по мнению экспертов палаты предпринимателей менее вероятно. По той простой причине, что большому бизнесу проще восстановить операционную деятельность.

Как пояснили в супермаркете "Солнечный", на момент подтопления в помещениях остался товар общей стоимостью 600 млн тенге. Бизнес не был застрахован, и сегодня компания задумалась над этим. Также стало известно, что часть договоров не была типовой. Согласно условиям некоторых право владения товаром переходит от поставщика к супермаркету в момент подписания акта приемки/передачи. А значит, этот бизнес смог защититься.

В любом случае сторонам еще предстоит разобраться в условиях компенсации за пострадавшее оборудование, часть которого поставщики размещали на условиях аренды торговых мест. Людям также нужно завершить утилизацию испорченной продукции, восстановить всю цепочку реализации и объем остатков на дату затопления.

Читайте по теме:

"Компенсацию и жилье мы получили очень быстро" – жители Шетского района

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться