Перуашев указал на недочеты в законопроекте о закупках квазигоссектора

1586

Фракция "Ак жол" настаивает, чтобы порядок контроля нацкомпаний определяли не они сами, а независимая от них централизованная служба либо госаудит.  

Перуашев указал на недочеты в законопроекте о закупках квазигоссектора

По словам мажилисмена Азата Перуашева, законопроект о закупках квазигоссектора требует доработки по ряду немаловажных моментов, сообщает inbusiness.kz.     

"Так, документ содержит всего 18 статей общего характера, носит рамочный характер и подразумевает, что в практической работе нацкомпании и нацхолдинги будут руководствоваться не только законом, но и собственными правилами закупок. Во-вторых, законопроект охватывает не весь квазигоссектор, а лишь нацхолдинги, нацкомпании и СПК. За его рамками остаются различные ТОО и РГП при центральных и местных госорганах, которые регулируются Законом "О государственных закупках", из которого, повторюсь, еще в 2013 г. были исключены меры поддержки отечественного бизнеса", – сказал он.

Фракция "Ак жол" считает необходимым вернуться к этим нормам.

"И раз уж разработчик категорически возражает против включения этой части госсектора под действие настоящего закона, в таком случае предлагаем в рамках сопутствующего законопроекта параллельно внести аналогичные меры поддержки казахстанских предприятий непосредственно в закон о госзакупках. В-третьих, в ст. 4 рассматриваемого законопроекта указан такой принцип закупок, как "оказание поддержки отечественным производителям", но нигде далее закон не содержит конкретных норм о поддержке отечественных производителей. А ведь это составляло основный смысл наших требований все годы – обеспечить защиту национального бизнеса на уровне закона", – продолжил Перуашев.

Более того, п. 13 ст. 1 указывает, что закон не распространяется на "иные случаи, предусмотренные правилами осуществления закупок", добавил он.

"Тем самым правила, утверждаемые субъектами закупок, ставятся выше закона, и любой субъект своим решением может сделать для себя исключение из его требований. Мы считаем такой подход недопустимым, и поправка депутатов фракции "Ак жол" об исключении этой нормы была принята рабочей группой, за что мы признательны коллегам из других фракций. Другой момент: в п. 3. ст. 7 подзаконные акты также ставятся выше закона – так, предусмотрено, что, цитирую: "Правилами осуществления закупок могут предусматриваться иные ограничения участия в закупках". Мы настаиваем, что все ограничения должны быть регламентированы на уровне закона", – подчеркнул депутат.

Очень своеобразно разработчик трактует и такой важный момент, как контроль за закупками, считает он.

"П. 1. с. 13 предусмотрено, что, цитирую: "Национальные управляющие холдинги, национальные компании определяют порядок работы централизованной службы по контролю за закупками". То есть минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет – определяли сами контролируемые. Очень странная логика. Учитывая высокие коррупциогенные риски в данной сфере, а также миллиардные суммы сделок, такой подход напоминает пословицу, как лисе доверить охранять курятник. Не удивлюсь, если потом в правилах появится такой порядок контроля – никуда не лезть, а просто спросить, все ли хорошо, под честное пионерское", – продолжил Перуашев.

Исходя из накопленного опыта, партию такой подход не устраивает, поэтому фракция "Ак жол" настаивает, чтобы порядок контроля нацкомпаний определяли не они сами, а независимая от них централизованная служба либо госаудит, так как в любом случае эти субъекты распоряжаются государственными деньгами, подчеркнул он.

"У отечественных предприятий есть и другие вопросы по законопроекту, такие как компетенция уполномоченного органа в сфере закупок, регулирование закупок, их контроль и порядок обжалования; финансирование офтейк-контрактов и т. д. Уверены, что эти механизмы можно и нужно повернуть лицом к казахстанскому бизнесу. В этой связи считаю уместным напомнить, что в программе Демократической партии "Ак жол" поставлена задача усилить полномочия парламента в утверждении и контроле бюджета государства, включая бюджеты нацкомпаний и госпредприятий", – считает депутат.

При прозрачном бюджете нацкомпаний не могли происходить такие вещи, как выплата десятков миллионов тенге премий в "СК-Фармации", провалившей работу и ответственной в том числе за гибель людей от нехватки лекарств в пандемию, добавил он.

"Или другой пример – когда госпредприятие оплачивает 40 млн тенге из кармана налогоплательщиков на фитнесс и спа-процедуры своим менеджерам. И это только факты, получившие огласку. Надеемся, что рассматриваемый документ является только первым шагом по наведению порядка в данной сфере. Считаем, что документ достоин поддержки уже потому, что фактически  представляет собой прорыв в глухой обороне госпредприятий, привыкших распоряжаться доверенными им государством многомиллиардными средствами по собственному усмотрению и закрытых от общества. Поэтому мы поддерживаем данный законопроект и готовы совместно с другими фракциями максимально поработать над документом, усилить нужные подходы и в дальнейшем использовать этот закон как платформу для расширения мер по защите национальных экономических интересов и поддержке отечественного бизнеса", – резюмировал он.

Отметим, что мажилис принял законопроект "О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора" в первом чтении.

Дана Карина

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться