Отсутствие подтверждения доводов научными данными – одна из причин использования антипрививочников религиозного подтекста. Об этом в ходе онлайн-брифинга сообщил религиовед, старший преподаватель КазНУ им. Аль-Фараби Елнар Берикбаев, передает Inbusiness.kz.
По его словам, большая часть населения Казахстана так или иначе относит себя к верующим, поэтому подобные религиозные доводы находят отклик у многих граждан.
"История появления антипрививочников возникла сразу после разработки первой вакцины против оспы в 1796 году Эдвардом Дженнером. Основные аргументы против вакцинации тогда были религиозные мотивы. Объяснялось это в первую очередь вмешательством в предопределение. Среди отказа от прививки есть и теория заговора фармацевтов, и другие конспирологические теории. Я думаю, это происходит из-за низкого уровня доверия наших граждан системе здравоохранения", – сказал он.
На вопрос о том, могут ли священнослужители обращаться с призывами к вакцинации, он ответил, что в исламе принято в каждой области знаний задавать вопросы соответствующему специалисту. Поэтому рассуждать и призывать к вакцинации должен специалист в этой области, то есть врач. И, прежде чем выступить с заявлением, священнослужители должны подробно изучить вопрос с медицинской точки зрения, проконсультироваться у врачей. Если он получил знания и уверен в них, то может выступать с подобными призывами.
Что касается лекарств, содержащих свинину, Елнар Берикбаев процитировал мнение одного из мусульманских ученых:
"Действительно, можно принимать нечистоту (наджаса) в качестве лекарства при отсутствии чистого препарата. А если же есть замещающий препарат, то однозначно запрещается принимать его".
"То есть если нет другой альтернативы, не содержащей запретные компоненты, то данными лекарствами разрешено пользоваться мусульманам. Но как только появляется альтернатива, не содержащая запретных веществ, то мусульманам следует выбрать данный препарат", – пояснил он.
Самые популярные фейковые высказывания, которые Елнар Берикбаев слышал от антипрививочников, прикрывающихся религией, – это то, что вакцинация – это вмешательство в божественное предопределение. Тог есть, получая прививку, человек вмешивается в свою судьбу.
"Вера в судьбу не означает, что нужно сесть и ничего не делать и намеренно подвергать опасности себя и своих близких. По основам христианского и мусульманского вероучения, человек в судный день будет отвечать не только за свои действия, но и за бездействия, которые он оправдывал упованием на божью волю. Но мы должны сначала максимально обезопасить себя и свою семью и только потом полагаться на божью волю, как учат в религии", – ответил религиовед.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!