RU KZ
Почему бизнес несет затраты при таможенной проверке груза

Почему бизнес несет затраты при таможенной проверке груза

06 Июнь 2018 10:48 1727

Почему бизнес несет затраты при таможенной проверке груза

Участники заседания рабочей группы НПП РК «Атамекен» и Министерства по инвестициям и развитию РК обсудили вопросы развития политики в сфере железнодорожного транспорта.Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

На сегодня одним из барьеров является вопрос возмещения затрат АО «НК «КТЖ» и других субъектов, возникших в ходе проверок транзитного груза органами КГД МФ РК, при котором нарушений законодательства РК и ЕАЭС не выявлено.

Открывая встречу, первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр подчеркнул, что глава государства поставил задачу максимального использования транзитного потенциала страны, в том числе получения дохода от транзита к 2020 году до порядка 5 млрд долларов.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов уточнил, что уполномоченными органами ведется эффективная работа по повышению привлекательности трансказахстанских маршрутов. Однако проблемы, с которыми сталкиваются логистические организации, существенно влияют на выбор транзитных коридоров.

«Основным риском для иностранных грузоотправителей/грузополучателей является непредсказуемость условий транзитных перевозок через территорию РК. В первую очередь это касается работы системы управления рисками при проведении таможенного досмотра, когда нарушений не выявлено. Расходы в этом случае за работу, выполненную АО «Қазақстан темір жолы» и другими субъектами, по решению таможенных органов взыскиваются с экспедитора. Он же пытается в претензионном порядке возместить их за счет клиента», – пояснил вопрос заместитель генерального директора АНЭК Мухамбет Сабетов.

Мухамбет Сабетов также подчеркнул, что иностранные экспедиторы при транзите через Казахстан сталкиваются с рядом вопросов. В частности, невозможно четко определить сроки и стоимость доставки. Также загадка для логистических компаний, в какой орган обращаться в случае задержки груза.

В свою очередь представители Комитета госдоходов МФ РК пояснили, что таможенный орган в случае системы рисков не нарушает закона и действует в рамках таможенного контроля. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК Ботагоз Хамидуллина отметила, что в рамках разработанного Таможенного кодекса РК уже предусмотрены сокращения сроков на таможенные процедуры при транзите с десяти до пяти дней.

Роман Скляр в свою очередь предложил рассмотреть возможность сокращения в целом сроков всех процедур и повысить ответственность всех сторон за их нарушение.

Управляющий директор/директор Департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Рустан Дженалинов отметил, что для увеличения объемов и ускорения перевозок транзитных грузов через территорию Казахстана необходимо разработать и принять закон о транзите. В котором будет прописан регламент с сокращением времени прохождения границы транспортных средств с грузами и ответственность контролирующих госорганов.

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Канат Альмагамбетов назвал эту проблему «с бородой», отметив, что в прошлом году звучало предложение разрешить «КТЖ» по итогам года просчитать издержки с трехдневным сроком и на следующий год установить их в виде дополнительного сбора. 

«Трех дней достаточно, чтобы провести досмотр груза. Если досмотр длится свыше трех дней, за задержки отвечать должны или «КТЖ», или таможня в связи с превышением сроков досмотра. Мы ведь сейчас взыскиваем средства с клиентов, которые сталкиваются с убытками», – поясняет Канат Альмагамбетов.

Он также добавил, что конкретные правила упростят работу, где клиент останется доволен, а экспедиторы и «КТЖ» не подвергнутся неоправданным расходам.

Участники круглого стола поддержали предложение, также в течение месяца стороны проработают предложения и обращения по упрощению прохождения таможенных процедур.

Следующим вопросом в ходе заседания рассмотрели обеспечение грузоотправителей подвижным составом. Участники операторского бизнеса в один голос отметили, что для дальнейших инвестиций на приобретение подвижного состава необходим прогноз объемов промышленных перевозок и нужного количества вагонов.

«Бизнес в регионах постоянно жалуется на нехватку вагонов. Нам необходимо проработать этот вопрос и составить прогноз хотя бы на ближайшие пять-десять лет вперед. Тогда у предпринимателей будет понимание: необходимо развивать вагоностроительную отрасль или покупать?» –  отметил Ельдос Рамазанов.

Вице-президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Сагындык Жумабаев рассказал, что с 2016 года в Казахстане действует электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce, позволяющая установить рыночную цену и обеспечить прозрачность получения вагонов.

Мухамбет Сабетов отметил, что данная система создала ряд проблем для грузоотправителей. Сегодня они не имеют возможности участвовать в торгах на аренду вагонов, так как имеют договорные обязательства перед грузополучателями с фиксированной стоимостью. Невозможным стало осуществление перевозки товаров, которым требуется от одного до четырех вагонов в течение месяца. Это связано с тем, что биржа разрешает проводить торги при минимальной заявке пять вагонов и лишь на определенные маршруты.