По официальным данным в области насчитывается свыше 9 тыс. км автодорог и только за последние 5 лет на дорожное строительство было выделено 175 млрд тенге, но в удовлетворительном состоянии находится только 78% дорог, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В то же время, ряд строящихся и ремонтирующихся дорог, прошедших экспертизу, не отвечают требованиям ГОСТ. Об этом говорят промежуточные экспертные исследования Национального центра качества дорожных активов.
"Ключевыми проблемами в автодорожной сфере следует считать лоббирование интересов недобросовестных подрядчиков и принятие некачественных работ. Нередко при строительстве и реконструкции автомобильных дорог конкурсная документация подстраивается под конкретных поставщиков. В итоге основные объемы работ по дорогам оказываются в "одних руках". Данные подрядчики, не имея достаточной техники и ресурсов, не в состоянии сдать в срок работы, что приводит к постоянному их продлению и принятию некачественных работ", - отметил на заседании комиссии по противодействию коррупции первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы по Костанайской области Алмас Аманов.
В качестве примера спикер привел дорогу "Аулиеколь-Жалдама", очередной ремонт начали в марте 2021 года, и продлили до 2022-го. Но 90% отобранных кернов на данном участке дороги, по мнению экспертов Национального центра качества дорожных активов, не отвечают предъявляемым требованиям. Практически такая же ситуация по автодорогам "Амангельды – Урпек-Рахмет-Алиби", "Шубалан-Карасу", "Аркалык-Ашутасты-Шиели", которые еще строятся, но на отремонтированных участках уже образовались ямы, выбоины и неровности.
Особую обеспокоенность, по информации антикоррупционной службы, вызывает вопрос недостаточного выделения средств для проверки качества дорог. Так, при строительстве дороги "Ашутасты-Шиели" в 2022 году было отобрано 13 проб, анализ показал, что 10 из них не соответствует нормам, однако контрольные пробы не проводились из-за отсутствия финансирования со стороны акимата. По закону дороги не могут быть приняты без положительного заключения Наццентра, но принимались.
"Необходимо провести ревизию всех отремонтированных дорог и добиться исправления дефектов при некачественном строительстве, в том числе по дорогам, находящимся на гарантийном сроке. Имеется и проблема одноразовых компаний, которые участвуют и побеждают в госзакупках. Чаще всего они приходят из других регионов, не имеют парка необходимой техники, но указывают весь перечень технической документации и передают в субподряд. Все это в итоге тяжелым грузом ложится на местные органы, а главное сказывается на качестве автодорог", - подчеркнул аким области Архимед Мухамбетов.
Татьяна Деревянко, Костанай