Почему казахстанцы отдают предпочтение онлайн-шопингу?

957

Самый востребованный товар прошлого года – автотовары.

Почему казахстанцы отдают предпочтение онлайн-шопингу? Фото: ixbt.com

Пандемийный период миновал, но интерес к электронной коммерции остался, сообщает inbusiness.kz.

Хотя по мнению экспертов, она не столь оживленная, как в период ограничений, с 2018 по 2021 года доля электронной торговли от общего объема ритейла в РК выросла в 5 раз, но можно говорить о стабильном и плавном ее развитии.

Как отмечает СЕО маркетплейса Satu.kz Максим Мельник, в 2022 году доля электронной коммерции, по оценкам компании, составила 7,5%. То есть 92,5% покупок все еще происходят в оффлайне. Что это значит? Для примера, в Украине доля рынка ecommerce – 11%, в Британии – 20%, в Китае – 40%. Поэтому цифра в 7,5% означает, что у электронной коммерции и онлайн-предпринимателей в РК большие перспективы для роста.

Средний чек

По данным компании, средний чек за 2022 год на Satu.kz – 58 тыс. тенге, что на 28% больше, чем в 2021 году. Наиболее очевидная причина –  инфляция. Если же говорить об общей сумме продаж товаров и услуг в интернете, то это 1,1 трлн тенге, что на 20% больше, чем год назад. Большая часть покупок, а именно 74% происходит с мобильного телефона. Это очередное подтверждение того, что Казахстан – цифровая страна, где и само государство способствует диджитализации, что безусловно на руку электронной коммерции.

На что спрос?

Причин роста офлайн продаж несколько: выгодные цены и широкий ассортимент. Плюс в интернете можно купить товар, который, например, слабо представлен в каком-то конкретном регионе в офлайне, в частности, на рынках и магазинах. Самыми популярными категориями товаров в 2022 году, по данным Максима Мельник, были красота и здоровье, медицинские товары, техника и электроника, товары для детей, авто- и мото-товары. Причем именно последняя категория выросла больше всего. По сравнению с 2021 годом авто- и мото-товары стали покупать на 42% чаще. Активно растут и категории медицинские товары и товары для детей. Их стали покупать на 25% и 34% соответственно. Значительным остается и интерес к торговому оборудованию, в частности, для салонов маникюра или офисов. Рост год к году составил 44%.

Что тормозит развитие рынка?

Главными драйверами для ecommerce в Казахстане являются развитие логистики и безопасность при покупках онлайн. Что касается логистики, то важно, чтобы доставка товара покупателю была быстрой и недорогой. То есть когда человек может забрать посылку, например, в почтомате возле дома не позднее трех дней. Кроме того, доставка не должна стоить дороже, чем приобретаемый товар. И еще один немаловажный момент – гарантия безопасности для покупателя и продавца. Здесь блоком может стать эквайринг. Продавцы не хотят платить банку 2,6% комиссии и просят покупателей переводить деньги на карту. А это прямой путь к мошенническим схемам. Выход – безопасная онлайн-оплата через маркетплейс, который выступает гарантом сделки. Так продавец уверен, что получит свои деньги, а покупатель – товар.

Не менее важно улучшать клиентский опыт. Добавить хорошие фото товара со всех ракурсов, сделать детальное описание товара, связаться с покупателем в течение 30 минут после заказа, быстро отправить, работать с возвратами и т.д. Чем лучше впечатления будут у покупателя от заказа в интернете, тем выше шансы, что он и следующую покупку он совершит онлайн.

Напомним, ранее сообщалось, что оптовая торговля в РК за год выросла на 6% – почти до 35 трлн тенге.

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться