Казалось бы, чем больше строят дорожники и, соответственно, улучшается качество покрытия, тем комфортнее и безопаснее должно быть дорожное движение для всех участников, но вместе с ровными дорогами растет и количество происшествий, к сожалению, нередко заканчивающихся летальным исходом. Об этом сообщает пресс-служба МИИР РК.
Всего за годы независимости в нашей стране было построено и реконструировано более 12,5 тысячи километров автодорог, а дорог самой высшей первой категории стало 2,8 тысячи километров. Это значит, что на около трех тысячах километров трасс водители могут разгоняться до 140 километров в час. Парадоксальным для слуха обывателя звучит утверждение о росте ДТП по причине качественных дорог. Но статистика такова: только в 2019 году вследствие превышения скорости произошло 33,6% аварий.
Из-за выезда на полосу встречного движения – 14,1%, 9,5% случаев составляют происшествия, когда водитель не справился с рулевым управлением, а 8% ДТП происходит из-за несоблюдения дистанции. Также причинами аварий специалисты называют переутомление водителей, управление транспортом в нетрезвом состоянии и неисправность автомобиля. Другими словами, большинство аварий происходит из-за банального несоблюдения правил движения.
Стоит только вдуматься в цифры. 2547 дорожно-транспортных происшествий. Именно столько аварий в нашей стране произошло на трассах республиканского и международного значений за прошлый год. А это на более 18% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Печальная статистика говорит сама за себя: вместе с ростом количества качественного покрытия фиксируется и увеличение дорожно-транспортных происшествий. Необходимо отметить и рост количества автомобилей у граждан страны. Так, по данным Комитета по статистике миннацэкономики, на сегодняшний день по дорогам передвигаются более трех миллионов транспортных средств. Таким образом, в среднем на 100 казахстанцев приходится 21 авто, это значит, что у каждого пятого соотечественника имеется личный транспорт.
К слову, в прошлом году дорожники работали на 4,4 тыс. км автодорог республиканского значения. Это рекордный охват строительством и реконструкцией за всю историю автодорожной отрасли страны. Были полностью завершены участки Нур-Султан – Павлодар, Щучинск – Зеренда, Бейнеу – Акжигит, Жетибай – Жанаозен, Таскескен – Бахты, Темиртау – Караганды. Теперь 88% республиканских дорог находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.
В планах – еще больше. Отечественная автодорожная отрасль увеличивает работу по развитию инфраструктуры и повышению уровня безопасности. К примеру, по госпрограмме Нурлы жол" до 2025 года будет построено и реконструировано 13,5 тысячи километров дорог, из которых две тысячи километров будут относиться к первой технической категории. Соответственно, вырастет и количество платных участков. На сегодня у нас функционируют четыре платных дороги общей протяженностью 682 км: Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос и Алматы – Капшагай. В среднем в нашей стране плата по дорогам первой категории для легковых автомобилей составляет 1 тенге за 1 километр, для большегрузов колеблется от 5 до 25 тенге. Для сравнения: во Франции стоимость проезда в 40 раз выше и составляет 43 тенге для легкового и 228 тенге для грузового транспорта. Но смертность от ДТП в Западной Европе в 15 раз ниже, чем в Казахстане. У нас, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности в авариях из расчета на 100 тысяч автотранспортных средств составляет 71,8 случая.