Об этом в депутатском запросе премьер-министру Олжасу Бектенову заявили сенаторы. По их мнению, одним из наиболее актуальных вопросов является тенденция к увеличению государственных расходов, не подкрепленных доходами, дефициту бюджета и государственного долга. Об этом можно судить исходя из темпа роста совокупного государственного долга, который за последние пять лет составил в среднем 12%, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"Несмотря на то, что государственный долг находится на безопасном уровне и за первое полугодие 2024 года составил 21,3% к ВВП при установленном лимите в 32% к ВВП, возникает обеспокоенность его роста в абсолютном выражении. Так, только за первое полугодие текущего года государственный долг вырос на 1,6 трлн тенге и на 1 июля 2024 года составил 28,7 трлн тенге", - отметили депутаты.
Также в запросе сенаторы добавили, что ранее правительство внесло изменение в пороговые значения государственного заимствования до комфортных рамок соблюдения, что поспособствовало росту госдолга. То есть фактически применение существующих ограничительных мер для поддержания долговой устойчивости, в том числе и квазигосударственного сектора, не позволило удержать рост государственного долга. Соотношение долга к ВВП остается на приемлемых уровнях, но опасение у депутатов также вызывают растущие расходы бюджета по обслуживанию госдолга. Так, с 2014 года они выросли с 0,6% к ВВП до 2,7% по итогам 6 месяцев 2024 года, то есть их доля в ВВП выросла в 4,5 раза.
"Кроме того, расходы на погашение и обслуживание госдолга в 2025 году предусматриваются в размере 6,1 трлн тенге с ростом к 2024 году на 1,1 трлн тенге. А это 38% от всех доходов республиканского бюджета без учета трансфертов из Национального фонда или 24% от всех расходов. Вместе с тем, учитывая необходимость интенсивного развития экономики, а также для погашения дефицита бюджета, в настоящее время требуется заключение новых договоров займа. Так, в 2025 году планируется привлечь 7,7 трлн тенге, из них 6,4 трлн тенге – внутренние займы, 1,3 трлн тенге – внешние", - пояснили сенаторы.
В письме они отметили, что правительство не раскрывает информацию о намерениях по привлечению заемных источников финансирования с указанием ставки, сроков и источников, что свидетельствует о непрозрачности заимствований. Депутаты обеспокоены тем, что существует вероятность нарушения целевых значений расходов по государственному долгу в размере 10% от расходов республиканского бюджета, установленных Концепцией управления государственными финансами до 2030 года, поскольку данный показатель уже приближен к критической отметке. Так, в 2024 году – 8,4%, 2025 году – 9,7%, в 2026 и 2027 годах по 9,9%.
Депутаты предложили главе кабмина усилить мониторинг эффективности имеющихся займов и анализ целесообразности новых заимствований, а также контроль за динамикой расходов по ним. Определиться с концепцией управления совокупным государственным долгом страны, а также долгом квазигосударственного сектора. Обеспечить транспарентность информации по государственному долгу в разрезе реализуемых за счет заимствования проектов с оценкой достигнутого социально-экономического эффекта в рамках ежегодного отчета правительства об исполнении республиканского бюджета. А также закрепить на законодательном уровне понятия и критерии отнесения расходов к антикризисным и социально-значимым неокупаемым проектам, планируемым к финансированию за счет целевых трансфертов из средств Национального фонда. Рассмотреть вопрос достаточности ограничений по заимствованию, а также исключить формальный характер пороговых значений государственного заимствования.
Ранее сообщалось, что госдолг Казахстана съест треть доходов страны. в Национальном банке РК сообщили, что внешний долг Казахстана увеличился на 3 млрд долларов.