В запросе сенаторы заявили, что дорогостоящее оборудование, закупленное колледжами для обучения, простаивает, а товары, изготовленные студентами, идут на свалку. Хотя могли бы приносить прибыль учебным заведениям, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В запросе сенаторов отмечено, что в 2020–2021 годах 180 государственных колледжей страны были оснащены современным зарубежным оборудованием в рамках проекта "Жас маман" по 100 наиболее востребованным профессиям. Это позволило значительно повысить качество подготовки специалистов, адаптировав их обучение к требованиям рынка труда.
"В соответствии с законом РК "Об образовании", государственные колледжи имеют право реализовывать продукцию собственного производства. Однако на практике эта норма не исполняется из-за правовых коллизий. Антимонопольные органы отказывают колледжам в изменении уставов, ссылаясь на пункт 4 статьи 192 Предпринимательского кодекса и постановление правительства, которое не предусматривает реализацию товаров, произведенных в учебных мастерских", - заявили сенаторы.
Государственные колледжи не могут покрывать производственные расходы и закупать сырье для учебного процесса, тогда как частные колледжи, имея такую возможность, зачастую не располагают достаточной материально-технической базой.
"В колледжах города Алматы на данный момент произведен значительный объем продукции, большая часть которой остается неликвидной. Используемая в учебном процессе продукция остается в колледжах, продукты питания раздаются или утилизируются, остальное пылится без дела", - добавили депутаты.
В качестве примера в запросе сенаторы привели простую производственную статистику за год. В учебных заведениях было выпущено 188 единиц мебели, 15 металлических изделий (решетки, заборы), 200 солнечных панелей, 800 единиц швейной продукции, 645 кг полуфабрикатов и более 1000 кг выпечки, более 3400 единиц полиграфической продукции и 38 музыкальных инструментов (домбыра, жетіген, қылқобыз и другие).
"И это только в Алматы. Эти товары могли бы приносить пользу образовательной системе, обеспечивать колледжи дополнительными ресурсами и способствовать подготовке студентов. Однако отсутствие правового механизма их реализации приводит к их неиспользованию, и такая ситуация сохранится, если не принять меры", - подчеркнули сенаторы.
Депутаты предложили правительству внести изменения в постановление правительства от 28 декабря 2015 года №1095, дополнив его таким примечанием: "организациям технического и профессионального, послесреднего образования, в рамках подготовки кадров, допускается производство и реализация товаров, работ и услуг, в соответствии с профилями обучения". Разработать механизм учета и реализации продукции учебных мастерских, позволяющий колледжам покрывать производственные затраты, закупать необходимое сырье и обеспечивать студентов практическим опытом. Внести дополнительные законодательные поправки, позволяющие государственным колледжам оказывать услуги, реализовывать продукцию и организовывать дополнительные дисциплины, связанные с этим процессом, без конфликта с антимонопольным законодательством.
Ранее сообщалось, что колледжи в Казахстане испытывают кризис, и почему бесплатное образование не спасает. Также в республике рабочая группа разработала Дорожную карту трансформации технического и профессионального образования.
Читайте по теме:
Год рабочих профессий: что ждет колледжи и как это скажется на бизнесе