Почти половина нарушений прав потребителей пришлась на сферу торговли в Актюбинской области

943

  По итогам 7 месяцев 2024 года потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 106,5 млн тенге.    

 Почти половина нарушений прав потребителей пришлась на сферу торговли в Актюбинской области Фото: pixabay.com

За 7 месяцев 2024 года департамент торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области рассмотрел 759 обращений. Это на 59 заявлений по защите прав потребителей больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, сообщает inbusiness.kz.

"В настоящее время положение потребителей в регионе оставляет желать лучшего, что подтверждается результатами анализа данной сферы, проведенного департаментом. Количество обращений, касающихся нарушений прав потребителей, ежегодно растет", - говорит главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Гульзада Алматбаева.

По ее словам, из рассмотренных 759 обращений распределение по отраслям следующее:

- розничная торговля – 333 обращения (44%);

- бытовые услуги – 87 обращений (11%);

- электронная торговля – 178 обращений (23%);

- жилищно-коммунальное хозяйство – 50 обращений (7%);

- остальные сферы (транспортные услуги, туристические услуги, финансы, общественное питание, связь, медицина, образовательные услуги) – 111 обращений (15%).

Проблемы в сфере защиты прав потребителей носят системный характер, особенно в таких областях, как розничная и электронная торговля, а также бытовые услуги. В частности, в сфере электронной торговли количество обращений возросло на 52 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2023 году за январь – июль зарегистрировано 126 обращений).

"Динамика обращений указывает не только на рост нарушений прав потребителей, но и на повышение потребительской взыскательности и культуры. Однако следует учитывать, что количество жалоб не всегда отражает реальное состояние взаимоотношений между потребителями и бизнесом. По субъективным причинам не все граждане, чьи права и законные интересы были нарушены, обращаются в государственные органы", - продолжает представитель профильного департамента.

По словам Гульзады Алматбаевой, ежедневно потребители сталкиваются с различными нарушениями их прав, среди которых можно отметить: продажу некачественного товара, проблемы с возвратом и обменом товара в установленный законом срок (14 дней), отсутствие информации о продавце и уполномоченном органе, не информирование о правах потребителя, а также отсутствие документов, подтверждающих факт приобретения товара.

Основными причинами нарушения прав потребителей остаются:

-неисполнение продавцами, изготовителями или исполнителями своих обязательств в соответствии с требованиями законодательства;

-ненадлежащее знание потребителями своих прав.

Из 759 обращений, поступивших в департамент, 436 (72%) были решены удовлетворительно. В 167 (22%) случаях потребителям были даны разъяснения и оказана правовая помощь. 103 обращения были перенаправлены в соответствующие государственные учреждения по их компетенции. 38 потребителей отозвали свои обращения после решения вопроса, 15 обращений переданы на рассмотрение в августе текущего года.

По итогам семи месяцев 2024 года потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 106,5 млн тенге. В сфере торговли и защиты прав потребителей было привлечено к административной ответственности 160 субъектов бизнеса. Вынесено 110 предупреждений и штрафов на сумму 1 161 094 тенге. Из них 5 штрафов касаются крупных предпринимателей, 3 – средних, 150 – малых предпринимателей и 2 – физических лиц.         

Из числа привлеченных к административной ответственности субъектов предпринимательства:

-по нарушениям прав потребителей меры были приняты в отношении 29 субъектов.

-по нарушениям в торговой сфере меры были приняты в отношении 131 субъекта.

Административные меры приняты по следующим нарушениям:

- отсутствие ценников на товары в магазинах;

- увеличение размера торговой надбавки сверх установленных законодательством Республики Казахстан норм;

- непредставление ответа на претензию потребителей в течение 10 календарных дней;

- отсутствие информации для потребителей в учреждениях субъектов предпринимательства;

- нарушение требований законодательства по замене и возврату товаров надлежащего и ненадлежащего качества;

- непредставление потребителям информации о товаре или услуге.

Ранее inbusiness.kz сообщал, что суд обязал турфирмы и продавцов вернуть актюбинцам более 19 млн тенге.

Читайте также:

В Актюбинской области за год заметно снизился объем оптовой торговли

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться