Об этом сообщило Агентство по защите и развитию конкуренции после проведения анализа состояния конкуренции на рынке производства и оптовой реализации подсолнечного масла за период 2020 год и январь-июнь 2021 года в границах РК, передает inbusiness.kz со ссылкой на ElDala.kz.
Отмечается, что основными факторами повышения цен стали:
- рост закупочных цен на сырье вследствие сокращения у производителей запасов сырья урожая прошлого года;
- ориентация цен на мировые;
- неурожай в Казахстане и в мире;
- увеличение стоимости закупа воды на 0,25 МРП;
- импортозависимость.
Согласно балансу рынка подсолнечного масла за 2021 год, производство подсолнечного масла по республике с учетом экспортного объема не покрывает потребность РК: импортная продукция на внутреннем рынке составляет более 30% (производство - 323 218 тонн, экспорт - 111 266,7 тонн, импорт - 101 444,4 тонн, реализация - 313 395,8 тонн).
Производство подсолнечного масла в РК осуществляют 8 основных крупных заводов (АО "Май", ТОО "Усть-Каменогорский маслозавод", ТОО "Востоксельхозпродукт", ТОО "Промбаза-7", ТОО "Белес Агро", ТОО "Шымкен Май", ТОО "Арай", ТОО "Евразиян Фудс корпорэйшн"), которые расположены в 6 регионах республики (города Алматы и Шымкент, ВКО, ЗКО, Актюбинская область, Костанайская область).
Оптовой реализацией подсолнечного масла в регионах республики занимаются 152 субъекта рынка.
Рынок подсолнечного масла является высококонцентрированным.
Основную долю из числа производителей по республике занимает АО "Евразиан фудс корпорейшн", АО "Май", из числа оптовых поставщиков - ТОО "Прима дистрибьюшн".
АЗРК выделило основные проблемы реализации подсолнечного масла на рынке Казахстана. Сообщается, что большая часть ввозимых масел из России идет с недоливом. На этикетке написано 5 литров, а по факту - 4,7-4,8 литра, цена получается дешевле, надзорными органами Республики Казахстан не контролируется.
Отмечается, что основными барьерами на данном товарном рынке являются: необходимость значительных финансовых вложений для вхождения и осуществления деятельности, а также нехватка и увеличение стоимости сырья.
Кроме того, влияние сезонности очень ощутимое, так как в период минимального спроса, у предприятий практически останавливается реализация и производство подсолнечного масла (период максимального спроса с августа по ноябрь, период минимального спроса с января по февраль - в данные месяцы оптовые продажи отсутствуют).
"Развитие конкуренции на данном рынке сдерживается наличием административных барьеров. На основании данных анализа Агентство по защите и развитию конкуренции направило предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для включения мероприятий в Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы", - сообщили в агентстве.
В частности предлагается:
- осуществлять закуп у сельхозпроизводителей сырья (подсолнечника) по текущим низким ценам на дату сбора урожая, что позволит данным производителям не повышать цены, тогда как рост закупочных цен на сырье – подсолнечник, в течение года может повысить цены на конечную сельскохозяйственную продукцию в среднем на 30% и более;
- увеличить посевные площади подсолнечника;
- введение квотирования на экспорт товаров и сырья, по которым наблюдается рост цен либо введения таможенных пошлин на экспорт сырья, как в России и Украине.
Напомним, что в настоящий момент в Казахстане действуют квоты на экспорт семян подсолнечника и масла подсолнечного. Изначально они были введены правительством на период с 1 декабря 2021 года по 1 июля 2022 года в объеме 110 тыс. тонн для масла и 125 тыс. тонн для семян. Однако, позднее срок действия ограничений для масла сократили на месяц, до 1 июня, а объем квоты увеличили на 4 тыс. тонн, до 114 тыс.
Эксперт - официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов сообщил, что вмешательство государства в рынок масличных культур и подсолнечного масла привело к падению цен на сельхозсырье. Из-за этого фермеры, специализирующиеся на подсолнечнике, оказались в сложном положении.