/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 034,06 KASE 2 217,10
DOW J 21 417,80 FTSE 100 5 480,22
Hang Seng 23 124,43 Алюминий 1 504,00
Погектарное субсидирование не допускает хищения бюджетных средств – Алик Шпекбаев

Погектарное субсидирование не допускает хищения бюджетных средств – Алик Шпекбаев

Раньше это становилось возможным путем искусственного увеличения посевных площадей. 

27 Февраль 2020 15:40 2163

Погектарное субсидирование не допускает хищения бюджетных средств – Алик Шпекбаев

Исключен погектарный порядок субсидирования с переходом на кредитование конечной продукции, что не допускает хищения бюджетных средств путем искусственного увеличения посевных площадей. Об этом сегодня в ходе IV Республиканского форума по противодействию коррупции рассказал глава антикоррупционного ведомства Алик Шпекбаев. 

В своем выступлении глава ведомства подвел итоги совместной работы агентства и НПП «Атамекен». По его словам, за три года достигнуты определенные результаты, свыше 100 законодательных изменений и дополнений, направленных на устранение коррупционных рисков. 

«По нашим совместным рекомендациям теперь поправки в налоговое законодательство в части администрирования и отчетности могут быть внесены не более одного раза в год. Это было сделано по просьбе предпринимателей, не успевавших за динамическими изменениями в законодательстве. Оптимизированы госуслуги, оказываемые бизнесу, 55 однородных услуг объединены в 21 композитную», – отметил Алик Шпекбаев.

В частности, в сфере сельского хозяйства полностью оптимизирована процедура выдачи субсидий на минеральные удобрения, для зерновых культур исключен погектарный порядок субсидирования с переходом на кредитование конечной продукции, что не допускает хищения бюджетных средств путем искусственного увеличения посевных площадей. Результатом антикоррупционного мониторинга в сфере строительства автомобильных дорог стало создание Национального центра качества дорожных активов. Прямая трансляция тут

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Главного бухгалтера районной больницы в ВКО подозревают в хищении 93 млн тенге бюджетных средств

Она подозревается в хищении госсредств в особо крупном размере.  

29 Ноябрь 2019 11:41 784

Главного бухгалтера районной больницы в ВКО подозревают в хищении 93 млн тенге бюджетных средств

Фото: Алау

"Главный бухгалтер Шемонаихинской центральной районной больницы в Восточно-Казахстанской области подозревается в хищении бюджетных средств в особо крупном размере – в сумме 92 млн 500 тыс. тенге путем незаконного перечисления на свои карточные счета в АО "Халык банк" и АО "Банк ЦентрКредит", – говорится в сообщении пресс-службы Агентства Казахстана по противодействию коррупции.

В отношении подозреваемой санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей, сообщили в пресс-службе.

"Окончательное решение о степени виновности подозреваемой будет вынесено судом", – отметили в антикоррупционном ведомстве.

Ардак Тенгебаев – о тратах бюджетных средств: «Отсутствие преемственности принятых решений – больной вопрос»

Один же из болевых вопросов – это отсутствие преемственности принятых решений. 

23 Октябрь 2019 19:49 1714

Ардак Тенгебаев – о тратах бюджетных средств: «Отсутствие преемственности принятых решений – больной вопрос»

За 10 месяцев этого года неэффективное расходование бюджетных средств выросло в три раза в сравнении с 2018 годом, заявил Atameken Вusiness член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ардак Тенгебаев. Один же из болевых вопросов – отсутствие преемственности принятых решений. В качестве примера А. Тенгебаев привел строительство моста в Нур-Султане в 2018 году через реку Ишим по улице 27.

«Разобрали русло реки и набережную, которую до этого, и года не прошло, построило управление строительства Нур-Султана.  Понимаете, построили и через восемь-девять месяцев снова разобрали, чтобы построить мост. Такие ситуации нужно исправлять и вообще исключать», – подчеркнул член Счетного комитета.

Atameken Вusiness: Проблемы с неэффективным расходованием бюджетных средств существуют давно.  Какая тенденция вообще за последние два-три года?

А. Тенгебаев: Сейчас мы, к сожалению, выявляем очень большую сумму неэффективных расходов бюджета. Допустим, за 10 месяцев текущего года мы практически в три раза больше выявили неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2018 годом.

Atameken Вusiness: Выводы никто не делает?

А. Тенгебаев: Выводы делаются. Я думаю, что это связано с тем, что мы сейчас больше начали обращать внимание на аудит эффективности, который и предполагает рассмотрение вопросов неэффективного использования. Как вы помните, до недавнего времени мы больше занимались объектом соответствия, то есть правильно ли израсходовали деньги, законно они израсходованы или нет. Сейчас мы все-таки больше обращаем внимание на то, что деньги на самом деле запланированы на те цели, которые предусмотрены нашими программными документами, и тратятся они также эффективно, достигаются ли цели, которые предусмотрены теми же программными документами. Естественно, возникает очень много вопросов. В этом направлении мы даем свои заключения и Правительству, даем отдельные поручения министерствам по эффективному использованию этих средств.

Atameken Вusiness: кому пришла идея штрафовать за неиспользование бюджетных средств?

 А. Тенгебаев: На сегодня у нас в административном законодательстве нет штрафов за неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств, поэтому мы в данном вопросе руководствуемся только правилом о наложении дисциплинарных взысканий. После проведенных аудитов, после работы, проведенной Счетным комитетом, возникают очень парадоксальные ситуации. В чем парадоксальность? Мы выявляем очень большие суммы неэффективных расходов, направляем информацию для привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствующие госорганы, и получается, что госорганы привлекают или рядовых исполнителей, или руководителей среднего звена. Для сведения, порядка 56 процентов дисциплинарных взысканий, которые вообще накладываются, – в виде замечаний. За 155 тысяч тенге неэффективного использования или неэффективного планирования бюджетных средств накладывается замечание, и за 12 миллиардов неэффективного использования денежных средств тоже накладывается замечание.

Atameken Вusiness: Как пришли к такой цифре – 100 МРП, это 252 тысячи тенге?

А. Тенгебаев: Это предложение, которое было дано депутатами. Я считаю, что на сегодня это адекватная цифра, тем более что эта сумма будет уплачиваться из кармана самого, скажем так, нарушителя. Это немалая сумма. Я бы все-таки хотел пояснить ситуацию. Тот штраф, который предлагается сейчас в Кодексе об административных правонарушениях депутатами, это штраф за неэффективное освоение бюджетных средств. То есть за неосвоение денежных средств не предусматриваются штрафы, а будет за неэффективное планирование денежных средств.

Atameken Вusiness: 2019 год еще не завершен. Рано говорить о каких-то итогах, но все-таки какие причины неэффективного планирования или использования бюджетных средств встречаются чаще всего?

А. Тенгебаев: На сегодня, по нашей информации, которую нам предоставляют, всего 7% руководящего звена привлекаются к дисциплинарной ответственности. Остальные – это рядовой и средний состав. Сейчас в том предложении, которое озвучили депутаты, предлагается наказывать штрафом или министров, или  руководителей бюджетных программ. Я думаю, что само по себе, что будут наказываться уже конкретные лица в лице министра или акима региона, уже есть сдвиг и хорошая роль этого штрафа. Что касается наиболее часто встречающихся нарушений, наверное, самое первое – это недостаточно продуманное управленческое решение по реализации именно инвестиционных проектов, куда затрачивается большая часть бюджетных средств.

Первое – это низкое качество проектно-сметной документации или принятие решений на основании устаревших и неактуальных данных. В обоих случаях всегда высоки риски удорожания и подорожания проектов. Возможно, это вообще может привести к зарыванию денег в песок. Хочу привести пример. У нас есть долгострой – это лыжная база в Щучинске, она начала строиться в 2005 году. Изначально стоимость строительства была порядка девяти миллиардов, на выходе, когда в прошлом году мы ее приняли, все затраты составили порядка 39 миллиардов: более чем в четыре раза. Это связано с тем, что изначально ее готовили как лыжную базу для себя, без учета того, что мы можем там проводить международные соревнования. А когда начали строить, пришла мысль, что нужно ее адаптировать под требования международных стандартов.

Atameken Вusiness: С 2005 года уже курс доллара поменялся. Кстати, как сказывается изменение курса доллара на эффективности использования бюджетных средств?

А. Тенгебаев: На самом деле у нас не привязаны к курсу доллара строительные работы и другие проекты, кроме тех случаев, когда планируется ввоз импортного оборудования. Обычно планирование ввоза импортного оборудования происходит в одном периоде, поэтому, в принципе, курс доллара на планирование бюджета никоим образом не отражается. И еще несколько причин неэффективных затрат. Мы считаем, что это –  отсутствие преемственности принятых решений, тоже очень такой больной вопрос. Например, в Нур-Султане делали строительство моста в 2018 году через реку Ишим по улице 27, при этом разобрали русло реки и набережную, которую до этого, и года не прошло, построило управление строительства. Понимаете, построили, и через восемь-девять месяцев снова разобрали, чтобы построить мост. Такие ситуации нужно исправлять и вообще исключать. Еще один момент, который мы замечаем и устанавливаем как нарушение, – это завышение стоимости приобретаемого идентичного оборудования и техники. Тоже в ходе аудита в Павлодарской области были установлены такие случаи, когда приобретались солнечные панели, где приобретение их было завышено в 10 раз даже от рыночной стоимости.

Подписка на новости: