Покупка казахстанским бизнесменом Тимуром Кулибаевым порта Высоцк решила проблему доступа РК к российской портовой инфраструктуре для транзита угля, сообщает "Евразия Эксперт".
Казахстан, не имеющий выхода к мировому океану, получает через территорию России доступ к Балтике. На примере порта Высоцк происходит отработка модели взаимодействия государств ЕАЭС в сфере использования российской транспортной инфраструктуры для транзита. Наличие в порту крупного угольного терминала говорит о том, что использоваться он будет для экспорта казахстанского угля, отмечает издание.
То, что порт в Высоцке приобрел именно Тимур Кулибаев, говорит о наличии между двумя странами внутриэлитных договоренностей, считает автор статьи кандидат исторических наук Александр Шустов.
По его мнению, инвестиции в портовую инфраструктуру являются стратегическими и привлекают особое внимание регулирующих органов. Покупка порта позволит Москве и Астане найти баланс между общесоюзными (в рамках Таможенного союза) и национальными интересами, который устраивает обе стороны, отметил автор.
В статье уточняется, что возможности Высоцка позволяют лишь наполовину реализовать планы Казахстана, который хочет экспортировать через морские порты РФ до 14 млн тонн угля. Достигнуть желаемого результата Казахстан сможет при условии модернизации перевалочных мощностей порта, сообщает издание.
Автор статьи допускает возможность новых инвестиций в другие российские порты, особенно те из них, что расположены на Дальнем Востоке.
О том, что казахстанский бизнесмен Тимур Кулибаев покупает российский порт Высоцк в Ленинградской области, стало известно 28 апреля 2018 года. Разрешение на покупку активов в порту Тимуру Кулибаеву выдала комиссия правительства России по контролю за иностранными инвестициями.
До этого в российских СМИ поднималась проблема столкновения интересов двух стран в связи со стремлением Казахстана экспортировать уголь через российские порты.
В Институте проблем естественных монополий РФ (ИПЕМ) отметили, что договоренности о выделении Казахстану приоритетных портовых и железнодорожных квот на вывоз угля невыгодны российской экономике. По мнению экспертов, Казахстан должен получить приоритет лишь с условием инвестиций в российские порты и железные дороги.