Она призналась, чтобы была будто "зомбированной". Данияр Нарынбек в нерабочее время зашел в магазин и заметил пенсионерку, которая говорила по телефону. В тот момент она собиралась перечислить неизвестным крупную сумму денег, передает inbusiness.kz со ссылкой на Polisia.kz.
Женщина кликнула по команде "Банковские улуги" на терминале, Данияр почуял неладное.
"Понял, что пенсионеркой кто-то манипулировал – она подчинялась голосу, который раздавался из мобильника. Тем временем женщина потянулась к сумке и вытащила наличные. Я подошел к ней, представился сотрудником полиции, показал служебное удостоверение и попросил передать мне сотовый телефон. Взяв мобильник, услышал, как из него раздался крик: “Никому ничего не говорите! Это могут быть мошенники!”. Предупреждение адресовалось пенсионерке, но аппарат-то был уже у меня. Спрашиваю: “Кто вы?”. Последовал ответ: “Сотрудник Национального банка в Нур-Султане”. Как только я сообщил, что являюсь сотрудником полиции, разговор сразу прервался", – рассказал Нарынбеков.
Злоумышленники не смогли довести до конца свой план. Так вышло, что Нарынбеков сам по долгу службы сталкивается с такими фактами. Он работает оперуполномоченным Управления криминальной полиции ДП Карагандинской области и как раз борется с киберпреступностью.
"Я была ими зомбирована и не вникала, что делала. Спасибо, что Данияр вовремя вмешался", - сказал потом 69-летняя пенсионерка.
Нарынбеков пригласил ее в отдел, где все подробно объяснил про подобные ухищрения аферистов. Она чуть было не отдала неизвестным большую сумму денег, которые взяла в кредит.
"Со мной, если можно так выразиться, "работали" сразу трое мошенников: один выдавал себя за сотрудника банка, а двое – за сотрудника криминальной полиции и следователя. Дали понять, что вся ситуация находится под их контролем и наблюдением. А чтобы установить мошенников мне необходимо взять в банке кредит на 4 млн тенге. Я сказала, что являюсь пенсионеркой, и мне такую сумму не позволят оформить. "Берите столько, сколько дадут", – посоветовали мне. В банке мне дали 600 тысяч тенге. И, следуя указаниям мошенников, зашла в магазин, подошла к терминалу, через который должна была отправить деньги неизвестно кому. И все это время эти аферисты вели меня, постоянно напоминая, чтобы я избегала людей. Это просто судьба, что когда хотела перечислить деньги, рядом оказался сотрудник полиции. Искренне благодарна ему!" – сказала жительница Караганды.
Деньги она вернула в банк, претензий к ней он не имеет.
"Сотрудники Национального банка, правоохранительных органов никогда не звонят людям. Поэтому с теми, кто ими представляется, не вступать в разговоры. Да, чтобы уточнить какие-то вопросы, менеджеры банков звонят клиентам, но при этом используют официальные пятизначные телефонные номера. И еще один момент, интернет-мошенники избегают разговоров по WhatsApp. Как только им предлагается общения с помощью видеосигнала, они тут же отключают телефон. Гражданам необходимо помнить об этом и проявлять бдительность", – отметил Данияр Нарынбеков.
Хакназар Алмазов