Вступили в силу изменения в налоговый и социальные кодексы, которые кроме всего прочего предусматривают снижение соцплатежей до 1 процента для водителей такси. Одни эксперты говорят, что эти новшества помогут вывести из тени огромную армию самозанятых. А другие уверены, что бороться с нелегалами нужно комплексно. Кто выиграет в этом бою с теневыми доходами, расскажет Atameken Business.
В сентябре прошлого года Комитет госдоходов совместно с агрегатором такси Яндекс запустил в Казахстане пилотный проект. За зарегистрированных водителей налоги автоматически с полученных доходов платит сама система. В результате такой коллаборации количество участников пилота составило 14 тысяч 700 человек. В Костанайском департаменте госдоходов говорят, что работать таксистам в открытую теперь гораздо удобнее и выгоднее.
"Водителям такси только следует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, все остальное для них будут делать интернет-платформы. Также имеется возможность оплачивать стандартные платежи, то есть водители такси могут выбрать 4 процента, могут выбрать стандартный с минимальной заработной платы, а также с доходов, которые они исчисляют для начисления себе обязательных пенсионных взносов, социальных платежей", - говорит руководитель управления ДГД по Костанайской области Зарина Бекмухамедова.
В казахстанской Гильдии такси уверены: чем проще оплачивать налоги, тем меньше будет тех, кто от них уклоняется. При этом подсчитать, сколько именно людей заняты частным извозом, достаточно сложно. Работа эта зачастую зависит от сезона. Эксперты говорят, что как минимум половина из водителей работает до сих пор нелегально.
"Есть платформы, в том числе в городах небольших, в которых помимо крупных агрегаторов есть рабочие места среди внутренних служб такси, которые сохранились и живут. Ну в каких-то небольших районах. Здесь считайте все полностью теневое", - отмечает председатель Гильдии такси Виктор Шабанов.
Таксисты-нелегалы убивают рынок официальных пассажирских перевозок. В Союзе автотранспортников Казахстана приводят пример: если пять лет назад из Караганды в Астану осуществлялось 18 рейсов автобусов, то сейчас ни одного. Все забрали водители Индрайвер. И для того, чтобы навести порядок в отрасли, нужно, по мнению экспертов, подключать не только налоговые органы, но и МВД, и минтранспорта.
"Налоги – это не инструмент для вывода из теневой экономики. Налоги – это результат как раз вывода из теневой экономики. Из тени чтобы вышли наши предприниматели, надо создать им условия. Один платит налоги, другой не платит – эти разные условия устраняют полностью конкуренцию. Из-за отсутствия конкуренции у нас вот этот букет проблем и неприятностей", - считает руководитель Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев.
При этом казахстанский журналист и автоэксперт Алексей Алексеев считает, что внедренная комитетом госдоходов и агрегатором такси пилотная платформа очень удобна. Ты работаешь – за тебя оплачивают налоги. Только вот, по мнению эксперта, платить водитель должен не от суммы заказа.
"Что считать доходом – этот вопрос очень будет важен. Таксист затрачивает что? У него есть амортизация автомобиля, есть расход по топливо, по разным парковкам, платным дорогам и так далее. Плюс текущий ремонт можно причислить. Но налог он должен платить именно с дохода. То есть с того, что он заработал. То есть чистая его прибыль", - комментирует автоэксперт Алексей Алексеев.
И цены на такси растут вслед за инфляцией. По данным аналитиков, в Казахстане – самый высокий тариф на эти услуги среди стран СНГ. За год они подорожали более, чем на 13 процентов.
Читайте по теме:
В Казахстане могут ввести единый стандарт для таксистов