Развитие транспортной системы и логистической инфраструктуры — одно из ключевых направлений, обозначенных президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в Послании "Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм". Глава государства поставил задачу превратить страну в один из ведущих транзитных узлов Евразии. Для этого необходимо масштабное обновление автомобильных дорог, строительство новых аэропортов и железнодорожных коридоров, а также цифровизация логистики. Правительство уже реализует поручения, формируя основу для устойчивого экономического роста и интеграции в глобальные транспортные маршруты, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства РК.
Модернизация автомобильных дорог
Как отметили в правительстве РК, На заседании Национального курултая в марте 2024 года президент Токаев поручил охватить ремонтом и реконструкцией не менее 12 тыс. км автодорог. По итогам года этот план был выполнен: в работах участвовали свыше 25 тыс. специалистов и более 10 тыс. единиц техники. В результате доля республиканских трасс в нормативном состоянии достигла 93 %, а местных дорог — 89 %.
Особое внимание уделено четырем стратегически важным маршрутам:
- "Караганда – Алматы" (885 км): дорога доведена до первой категории с четырьмя полосами, современными барьерными ограждениями и освещением. Построено 33 моста и 48 переходов.
- "Талдыкорган – Усть-Каменогорск" (768 км): трасса реконструирована до I–II категории, возведены новые мосты и развязки.
- "Атырау – Астрахань" (212 км): на всем протяжении построены 6 мостов, 1 путепровод и 60 водопропускных труб.
- "Актобе – Кандыагаш" (96 км): реконструкция с четырьмя полосами, укладка почти 700 тыс. тонн асфальтобетона, 10 мостов и 3 транспортные развязки.
В 2025 году в работе уже более 13 тыс. км дорог, включая проекты "Жезказган – Петропавловск", "Мукыр – Кульсары", обходы Рудного, Сарыагаша и Шымкента. Для контроля перегрузов внедряются автоматизированные станции измерения: к 2025 году их число достигнет 220.
"Особый акцент делается на цифровизацию: электронные билеты, интеллектуальные транспортные системы и предиктивное техобслуживание становятся частью обновленной инфраструктуры", — подчеркнул вице-министр транспорта РК Максат Калиакпаров.
Транскаспийский маршрут
Как отметили в пресс-службе премьер-министра РК, президент поручил активизировать сотрудничество с Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией для расширения возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Совместные проекты уже приносят результаты:
- Завершено строительство участка "Достык – Мойынты" и начата модернизация обхода Алматы.
- В порту Курык проведено дноуглубление, а в Актау заработал контейнерный хаб.
- В 2023 году создано СП Middle Corridor Multimodal Ltd, которое обеспечивает перевозки "под ключ".
- Только за 2024 год объем перевозок увеличился на 62 %, а контейнерные — в 2,7 раза. В первой половине 2025 года перевозки составили 2,3 млн тонн.
"В порту Актау запущен новый терминал, в Сиане успешно работает сухой порт Казахстана, а в Европе строятся терминалы в Венгрии и Польше", — отметил Максат Калиакпаров.
Железнодорожные магистрали
В Казахстане реализуются четыре ключевых железнодорожных проекта: "Достык – Мойынты", обход Алматы, "Дарбаза – Мактаарал" и "Бахты – Аягоз". В ближайшие годы будет построено и модернизировано свыше 16 тыс. км путей.
Особое внимание уделяется обновлению вокзалов и подвижного состава: к 2025 году парк пассажирских вагонов пополнится 175 новыми единицами, включая современные вагоны Stadler.
Развитие авиации
Ведущие аэропорты Казахстана проходят масштабную реконструкцию.
- В Астане строится вторая ВПП и третий терминал, создается "Аэротрополис".
- В Алматы реализуется мастер-план до 2050 года, включая новые ангары и грузовой перрон.
- В Шымкенте открыт терминал на 40 тыс. кв. м, увеличивший пропускную способность до 6 млн пассажиров.
- В Актобе создается мультимодальный хаб с современными складами, включая хранение скоропортящихся грузов.
Одновременно начато строительство аэропортов в Катон-Карагайском районе, Зайсане и Кендирли для поддержки туристических проектов.
Восстановление аэропортов и новые региональные проекты
По поручению президента в Аркалыке возрождается воздушная гавань, не функционировавшая с 1992 года. Будет построен современный терминал, а обновленная взлетно-посадочная полоса позволит обслуживать до 70 пассажиров в час.
Акиматы Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей уже предоставили земельные участки под новые аэропорты, подрядчики приступили к строительным работам.
Развитие авиаперевозок
Казахстанский авиапарк насчитывает 104 самолета, включая новые Airbus A320 и Boeing 737 MAX 8. До 2030 года планируется увеличить число самолетов до 216.
В 2025 году открыто 36 международных маршрутов и привлечено 8 иностранных авиакомпаний. Внутри страны выполняется 850 рейсов в неделю, действует 21 субсидируемый маршрут.
"Транспортная доступ
ность регионов и развитие туристических направлений остаются приоритетом. В 2025 году на субсидируемые маршруты выделено 6,4 млрд тенге", — сообщил Максат Калиакпаров.
Итоги: Казахстан укрепляет статус ключевого транзитного хаба Евразии
Комплексные меры по развитию автодорог, железных дорог, портов и авиации уже приносят ощутимые результаты. Системный контроль над исполнением поручений президента позволяет устранять узкие места и двигаться к цели — превращению Казахстана в важнейший транзитный центр Евразии, что станет основой для долгосрочного экономического роста и расширения международных связей.
Читайте по теме:
Транспорт в Казахстане бьет рекорды перевозок