С началом отопительного сезона субъекты естественных монополий в некоторых регионах подают заявки на утверждение предельных уровней тарифов на услуги теплоснабжения. Об этом в ответе на официальный запрос МИА "Казинформ" сообщил Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
В целях стимулирования вложения инвестиций, в 2014 году в Закон РК "О естественных монополиях и регулируемых рынках" внесены изменения, предусматривающие перевод субъектов естественных монополий на работу по предельным тарифам со сроком действия 5 и более лет. В рамках реализации данной нормы, как рассказали в комитете, с 2015 года успешно проводится работа по переводу субъектов естественных монополий на оказание услуг по предельным тарифам.
В информации, предоставленной Казинформу, говорится, что в сфере теплоэнергетики по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией оказывают услуги 35 базовых субъектов естественных монополий, включенных в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий. С вводом в действие в 2015 и 2016 годы утверждены предельные уровни тарифов 28 базовым субъектам естественных монополий на пятилетний период.
"Утверждение тарифов на долгосрочный период обеспечит стабильность и предсказуемость тарифов, повышение качества услуг за счет вложения инвестиций в модернизацию активов. На сегодняшний день в территориальных департаментах комитета по городу Алматы и Южно-Казахстанской области находятся на рассмотрении заявки субъектов естественных монополий на утверждение предельных уровней тарифов и тарифных смет на услуги в сфере теплоэнергетики. Кроме этого, ожидается поступление заявок субъектов естественной монополий на утверждение предельных уровней тарифов и тарифных смет в городе Астана и Карагандинской области", - рассказали Казинформу.
В то же время, закон предусматривает право субъекта естественной монополии в течение срока действия предельного уровня тарифа представить в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифа в качестве чрезвычайной регулирующей меры.
"Причиной пересмотра тарифа в качестве чрезвычайной регулирующей меры является увеличение стоимости стратегического товара. Так, для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги по производству тепловой энергии, стратегическим товаром является топливо (уголь, газ, мазут, дизельное топливо) и покупная вода, для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги по передаче и распределению тепловой энергии, а также по теплоснабжению, стратегический товар - тепловая энергия", - пояснили в комитете.
При этом, в комитете уверили, что в соответствии с законодательством уполномоченный орган на ежегодной основе проводит анализ отчетов субъектов естественных монополий об исполнении утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ. И в случае неисполнения мероприятий инвестиционной программы или неисполнения статей затрат тарифной сметы уполномоченный орган принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии.