Учитывая, что одним из направлений деятельности проектного офиса является увеличение местного содержания и обеспечение доступа отечественного бизнеса к регулируемым закупкам, стоит отметить, что эти вопросы рассматриваются на постоянной основе. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Справочно: проектный офис по развитию "экономики простых вещей", импортозамещению и экспорту создан по поручению премьер-министра РК Мамина А. У. в марте 2019 года. Председателем проектного офиса является заместитель премьер-министра РК Роман Скляр.
В ходе совещания были обсуждены вопросы системных изменений, необходимых для повышения участия отечественных производителей в закупках "Самрук-Казына" и транспарентности всего закупочного процесса.
НПП был представлен анализ обращений бизнеса, исходя из действующей практики закупок фонда, а также по новеллам, вступившим в силу с января 2020 г.
В рамках анализа палатой представлен топ-5 системных вопросов в рамках закупок фонда, требующих совершенствования.
1. Повышение конкуренции в закупках
Первостепенной задачей в соответствии с поручением президента РК на расширенном заседании правительства РК от 24 января т. г. является сокращение практики закупа неконкурентными способами, сведя до абсолютного минимума так называемые исключительные обстоятельства.
Напомним, что Национальная палата впервые подняла вопрос о необходимости сокращения внутрихолдинговых операций фонда еще в 2017 году. Тогда фондом был утвержден перечень товаров, разрешаемых к закупу в рамках внутрихолдинговых операций. По информации фонда, это позволило сократить объем внутрихолдинговых закупок в 25 раз и передать в конкурентную среду более 630 млрд тенге.
В целях дальнейшей реализации поручения главы государства фонду предложено рассмотреть возможность утвердить перечень товаров, работ и услуг, которые не будут подлежать закупу способом из одного источника. Таким образом, это позволит расширить доступ казахстанских поставщиков к закупкам фонда и увеличить долю местного содержания.
Такой перечень необходимо разработать совместно с бизнес-сообществом, исходя из принципа наличия двух и более производителей на внутреннем рынке.
"В первую очередь считаем необходимым акцентировать внимание на товарах "экономики простых вещей". При этом верховенство этого перечня должно быть закреплено над всеми форматами закупок по принципу "без исключений и изъятий", – отметила Дана Жунусова, заместитель председателя правления НПП "Атамекен".
2. Борьба с "заточкой" в технических спецификациях
Другим немаловажным системным вопросом остается вопрос исключения "заточек" в технических спецификациях. Первый шаг фондом уже сделан: с февраля т. г. открыт доступ к техническим спецификациям. Это дает возможность всем заинтересованным лицам анализировать требования и спецификации на предмет искусственного ограничения конкуренции.
Вместе с тем, по мнению Нацпалаты, данный вопрос необходимо решать на системной основе. На сегодня правила закупок фонда позволяют заказчикам при объявлении закупа использовать "иные технические стандарты". Таким образом, "иными" могут считаться стандарты отдельных организаций, стандарты других государств и другая широкая номенклатура технической документаций, не действующая на территории РК. На практике такая "неопределенная" формулировка позволяет указывать конкретные торговые марки или производителей, что также является ограничением конкуренции и потенциально упущенной выгодой казахстанских предпринимателей.
В этой связи палата предложила по аналогии с правилами государственных закупок при отсутствии национальных и межгосударственных стандартов в технической спецификации указывать требуемые характеристики закупаемых товаров, работ, услуг.
В целях искоренения данной проблемы, кроме обеспечения нормативной базой, "Атамекен" предложил фонду подойти к решению вопроса с технической части, в частности ускорить интеграцию справочника ЕНС ТРУ с фондом национальных техдокументов (КазИнСт), а также проработать возможность установления форматно-логистического контроля на портале закупок фонда. В этих же целях НПП было также предложено разработать и утвердить типовые техспецификации на однородные товары.
3. Реестр производителей строительных материалов
Следующим системным вопросом, который подняла Национальная палата, стало совершенствование процесса закупа работ по строительству фондом "Самрук-Казына". Стоит отметить, что объем строительных работ в рамках фонда в 2019 году составил треть от общего объема.
"На сегодня при закупках строительно-монтажных работ, по которым имеется ПСД на сумму свыше 250 млн тг, предусмотрено требование об обязательном приобретении товаров у производителей, состоящих в реестре товаропроизводителей холдинга. При этом, к сожалению, данный реестр охватывает только малую часть отечественных товаропроизводителей. Так, по состоянию на 21 февраля в реестр ТПХ включено 573 ОТП по всем отраслям, тогда как только в строительной индустрии действуют свыше 2000 отечественных производителей", – отметила Дана Жунусова.
В этой связи Нацпалатой предложено также по аналогии с государственными закупками в правилах закупок СМР фонда предусмотреть требования по закупу стройматериалов отечественного производства.
Дополнительно "Атамекен" выступил с инициативой создать реестр отечественных производителей строительных материалов на базе разработанной палатой информационной системы "Промышленность". Преимущества такого реестра заключаются в возможности формирования и верификации данных в режиме online из многочисленных источников, включая производителей стройматериалов, государственных баз данных и баз данных НПП, таких как "Электронная система сертификации".
4. Диспаритет в ответственности
Далее, по мнению Национальной палаты, кроме совершенствования закупочных процессов фонда, крайне важно также обеспечить недвусмысленность требований и условий в процессах приемки и оплаты товаров, работ и услуг. Анализ договоров некоторых национальных компаний и их дочерних организаций в рамках закупок фонда показал, что зачастую наблюдается существенный диспаритет в ответственности между заказчиками и поставщиками.
Так, к примеру, в указанных договорах в разделе "Ответственность сторон" у поставщика указываются 13 пунктов ответственности, тогда как у заказчика лишь один пункт. Нередко встречаются случаи, когда в договорах указываются "расплывчатые" требования по предоставлению "иной документации, запрашиваемой заказчиком".
В свою очередь, это может привести к затягиванию сроков приемки и дополнительным затратам бизнеса. Поэтому, НПП "Атамекен" предложила фонду разработать типовые договоры, предусматривающие исчерпывающие обязательные требования по приемке и дальнейшей оплате товаров, работ и услуг. Это позволит исключить излишние и неконкретизированные требования для предпринимателей, которые влекут коррупционные риски. Стоит отметить, что практика применения типовых договоров уже существует в системе государственных закупок.
5. Кодификация ЕНС ТРУ
Кроме того, немаловажно решить вопрос по кодификации ЕНС ТРУ, применяемой как в государственных закупках, так и в закупках "Самрук-Казына". Стоит отметить, за счет совместной проделанной работы в 2018 г. по ревизии и сокращению кодов и совершенствованию регламента формирования кодов предприниматели привыкли к практике использования справочника ЕНС ТРУ в закупках.
Вместе с тем, к сожалению, на сегодня у заказчиков существует возможность планировать закупки по одним кодам, а уже в процессе создавать совершенно новые коды и проводить закупки по ним, о которых предприниматель может совершенно не знать.
Поэтому, учитывая важную значимость кодификации ЕНС ТРУ для планирования предпринимательской деятельности, НПП "Атамекен" предложила присвоить государственный статус данному справочнику, а также предусмотреть четкий порядок внесения изменений в справочник и применение новых кодов в закупках с установлением минимального временного промежутка в один квартал.
Подводя итоги совещания, заместитель премьер-министра РК Роман Скляр поручил фонду "Самрук-Казына" проработать предложения Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в кратчайшие сроки.