По словам мажилисмена Берика Дюсембинова, согласно законодательству, заемщик обязан доказать факт наступления для него форс-мажорной ситуации. В частности, он обязан представить документы, подтверждающие ухудшение финансового состояния, причем их перечень определяется самим банком, который объективно заинтересован отклонить такое решение. При этом у предпринимателя есть право обратиться в суд.
"Однако, согласно поручению президента, ЧП должно признаваться судами форс-мажорным обстоятельством только для субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, суды должны руководствоваться законом, а он в данном случае на стороне кредиторов", – сказал депутат.
По его информации, на текущий момент уже более 2,5 тыс. предпринимателей допустили просрочку платежей по кредитам из-за карантина, и общий долг таких займов составляет более 147 млрд тенге.
"И количество просроченных должников будет нарастать. Из регионов идут сигналы, что малому бизнесу в таких условиях проще уволить сотрудников, что приведет к огромному скачку безработицы", – констатировал он.
Еще один немаловажный момент: даже признание форс-мажора не освобождает должника от выплаты как суммы основного долга, так и процентов по нему, подолжил Дюсембинов.
"По истечении отсрочки предприниматель будет обязан выплатить все платежи, причем за оставшийся срок кредита. Это означает резкое увеличение финансовой нагрузки, особенно для тех предприятий, срок кредита которых составляет около года. А таковых, как известно, подавляющее большинство.
Для них ежемесячные платежи после отсрочки возрастут в полтора-два раза, что во многих случаях станет неподъемным грузом", – пояснил он.
В связи с этим мажилисмен считает целесообразным освободить бизнес от необходимости сбора доказательств неплатежеспособности, ограничившись подачей заявления согласно утвержденному президентом перечню пострадавших отраслей. А также предусмотреть, что кредитные договоры данных предприятий подлежат автоматической пролонгации на срок форс-мажора для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности.
Дана Карина