Предприниматели жалуются в НПП "Атамекен" на нарушения их прав в сфере защиты прав потребителей

2231

Предприниматели жалуются в НПП "Атамекен" на нарушения их прав в сфере защиты прав потребителей

В "Атамекен" поступают жалобы предпринимателей о нарушении их прав при осуществлении торговой деятельности. Основная причина возникновения проблем -  несовершенство законодательства в сфере защиты прав потребителей, сообщает пресс-служба НПП.

"Явный перекос в законодательстве, в конечном итоге, провоцирует покупателя на недобросовестное поведение. Появились группы потребителей, которые злоупотребляют законными правами и используют положения закона с целью получению необоснованной выгоды и доходов. Эта деятельность противоречит Гражданскому законодательству п.5 ст.8 ГК РК.  В Нацпалату неоднократно обращаются предприниматели. Отмену возврата и обмена товаров необходимо обсуждать на законодательном уровне. Существуют случаи, когда затруднено проведение экспертизы сразу после возврата, например, ювелирных изделий", - высказался директор Департамента по защите прав предпринимателей НПП Олег Савеленко.

Председатель ОЮЛ "Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг" Ермек Абильдин привел в пример реальные случаи из практики продавцов ювелирных изделий.

"У потребителей есть болезнь "рисануться", показать бриллианты, а потом в течение 14 дней вернуть товар по причине "мне не понравилось". Не должно быть так. В сфере ювелирных изделий страдает не только предприниматель, но и последующие потребители. Есть случаи, когда люди покупали изделия с бриллиантом, а возвращали с камнями меньшей стоимости. Одна из самых сложных задач – распознавание подлинности украшений. В последние годы мошенники изготавливают все более совершенные подделки и имитации", - сообщил г-н Абильдин.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в законе РК "О защите прав потребителей" отсутствует регламентация прав потребителя при приобретении технологически сложных товаров. Часто в подобных исках предметом спора являются автомобили, предметы домашнего обихода, одежда и обувь. С фактами злоупотребления покупателями своими правами столкнулся крупный карагандинский автодилер.

"Начиная с 2012 года, у нас участились случаи, когда потребители требуют возврат или обмен товара. Причем не просто требуют, в законе есть норма, что отсрочка требования потребителя влечет неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день. Стоимость автомобилей колеблется от  4 до 20 млн тенге, в зависимости от класса. В России есть понятие технологического уровня товара, у нас же никакой градации не существует. Если автомобиль подлежит возврату, то возмещается его текущая рыночная стоимость, а гарантия составляет от 3 до 5-ти лет. Например, человек три года ездит на машине, а потом приезжает и говорит: "У меня лампочка перегорела, замените мне автомобиль". Из-за разницы курса вместо 4 млн тенге возвращается, например, 8 млн тенге", - рассказал представитель компании Рустам Алеев.

По словам Алиева, в автомобиле сотни комплектующих, но согласно законодательству, он рассматривается как единое целое. Соответственно, к нему применимы законы о возврате или обмене товара. Похожая ситуация со смартфонами.

"В последнее время участились случаи возврата телефонов. Мы вынуждены продавать их с большой скидкой. Бывает, не понравился цвет, дизайн.  Соответственно, мы принимаем товар и несем большие убытки", - пожаловался предприниматель из Алматы.

Возвраты клиентами дорогостоящей электроники основаны на ст. 14 закона "О защите прав потребителей". Она дает право обменять или возвратить товар в 14-дневный срок с момента покупки. На практике, товар не подлежат повторной продаже как "новый". Так как он находился в употреблении: совершались звонки; отправлялись SMS; использование фото- и видеокамер; установка облачного сервиса от Apple "iCloud" и др.

Предприниматели обозначили, что наличие таких понятий, как "товарный вид", "товар, бывший в употреблении" и "потребительские свойства" внесли бы ясность в отношения с потребителем.  

"Нам необходимо найти золотую середину в вопросе защиты прав и интересов потребителя и производителя товаров. Есть проблемы в законодательстве, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в закон РК "О защите прав потребителей" в части приведения его в соответствии с аналогичным законодательством стран-участников ЕврАзЭС. Необходимо концептуально изменить систему общественного контроля, особенно в вопросах производства, контроля и потребления", - заключил председатель совета Каирбек Сулейменов.

Каирбек Сулейменов рекомендовал создать рабочую группу с включением в ее состав представителей НПП РК "Атамекен" в целях разработки подзаконных нормативных актов, раскрывающих понятия "товаров, бывших в употреблении", "товарный вид", для дальнейшего единообразного применения на практике. Также НПП предлагает усилить институт Обществ по защите прав потребителей. Это наиважнейший институт, способный обеспечить баланс между потребителями и предпринимателями в части безопасности товаров, работ и услуг.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться