Увеличение наблюдается по всем видам вкладов, сообщает ranking.kz.
Одна из причин увеличения взносов — рост уровня доверия населения к пенсионной системе. К примеру, за январь-октябрь текущего года добровольные пенсионные взносы составили 287,3 млн тенге, увеличившись на 23,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примечательно, что показатель на 11% превышает сумму взносов за весь 2018 год в целом (258,8 млн тг).
Тем временем обязательные пенсионные взносы выросли на 16,5%, до 763,3 млрд тг, а обязательные профессиональные — на 9,1%, до 36,1 млрд тг.
Итоги независимого социологического исследования показали, что уровень доверия работающих казахстанцев к пенсионной системе растет. Уровень доверия к Единому накопительному пенсионному фонду за год повысился с 5,7 балла в 2017 году до 6,4 балла в 2018-м. Исследования проводились методом массового анкетного опроса населения 14 областей страны и трех городов республиканского значения. Стоит отметить, что уровень доверия жителей сельской местности выше, чем городского населения: средний рейтинг доверия сельчан составляет 6,4 балла, городских жителей — 6,09 балла.
В Казахстане действует многоуровневая пенсионная система с постепенно растущей долей накопительного компонента. Эксперты Всемирного банка, участвовавшие в проведении пенсионных реформ более чем в 80 странах мира, также признают преимущества сбалансированных, многокомпонентных систем, когда источником пенсионного обеспечения граждан являются как государство, так и работник и работодатель.
В последнее время бурно обсуждаются всевозможные предложения по реформе пенсионной системы РК. Чаще всего упоминается сингапурская модель как образец накоплений и их использования. Одним из плюсов сингапурской модели называют изъятие средств на покупку жилья или для оплаты обучения. Звучат предложения объединить все пенсионные и социальные отчисления казахстанцев в единый фонд по примеру этой страны. Однако стоит отметить, что сингапурская модель имеет серьезные недостатки: к примеру, в этой пенсионной системе отсутствуют базовый и солидарный компоненты, обеспечиваемые госбюджетом. Обеспечение минимального стандарта пенсионного обеспечения граждан со стороны государства крайне важно, поскольку государство должно защитить от нищеты тех пенсионеров, кто не смог по разным причинам накопить на пенсию — не осуществлял регулярные взносы или делал взносы с небольших доходов. В рамках социальной политики в Казахстане только за девять месяцев текущего года из госбюджета было выделено 2,6 трлн тг на социальную помощь и социальное обеспечение.
Полностью применять сингапурский опыт в нашей стране затруднительно и социально небезопасно, так как уровень развития экономики и трудовых доходов граждан Сингапура отличается от Казахстана. В Казахстане только пенсионные сбережения накапливаются на индивидуальных пенсионных счетах и являются собственностью вкладчиков. Другие социальные отчисления поступают в бюджет страны (социальный налог) и в систему социальных и медицинских страховых фондов (ГФСС и ФСМС). В Сингапуре же граждане обязаны накапливать сбережения на все случаи жизни, связанные с социальными рисками: пенсию, жильё, образование, медицину, в дальнейшем рассчитывая исключительно на свои сбережения и не полагаясь на государство.
Еще одно различие сингапурской и казахстанской систем — их возраст и уровень жизни населения. Накопительная пенсионная система Сингапура работает больше 60 лет (с 1955 года), в то время как казахстанской в прошлом году исполнилось только 20 лет (с 1998 года). Соответственно, накопления жителей островного государства намного превышают отечественные. К примеру, на конец сентября текущего года сумма накоплений в сингапурском фонде Central Provident Fund (CPF) составляет 417,5 млрд долл. США, а в Казахстане в аналогичном периоде сумма накоплений составила всего 27 млрд долл. США (10,4 трлн тг). Средний размер накоплений на одного вкладчика в Сингапуре составляет 105,4 тыс. долл. США, в РК — 2,6 тыс. долл. США.
Суммы накоплений в Сингапуре значительно выше не только из-за высоких доходов населения, но и в силу более высоких размеров отчислений, то есть нагрузка на фонд заработной платы в Сингапуре намного выше. Ежемесячный совокупный взнос работника и работодателя в Сингапуре в среднем составляет 37% от заработной платы работника, в то время как в РК взнос в ЕНПФ составляет всего 10% от зарплаты. Средняя заработная плата в Сингапуре составляет примерно 5596 сингапурских долларов, или 4096 долл. США, а в Казахстане в III квартале текущего года средняя зарплата равна 191,1 тыс. тг, или 495,4 долл. США.
Напомним: по данным Всемирного банка, ВВП Сингапура на конец 2018 года составил 364,2 млрд долл. США, а ВВП Казахстана — 170,5 млрд долл. США. В Глобальном индексе конкурентоспособности Сингапур занял первое место, в то время как Казахстан расположился на 55-м месте. Благодаря высокому уровню заработных плат и соответствующих взносов в CPF в Сингапуре высокий уровень накоплений, позволяющий использовать часть сбережений на иные цели. На данный момент перенять опыт Сингапура будет очень сложно. Для того чтобы наша пенсионная система заработала по сингапурской модели, придётся пересмотреть многоуровневую систему социального и медицинского страхования и в разы увеличить размер пенсионных взносов, чтобы обеспечить достаточные накопления граждан для их использования на покрытие всех социальных рисков, что окажет сильную нагрузку на заработный фонд и вызовет недовольство среди вкладчиков и работодателей.
За январь-октябрь текущего года сумма пенсионных выплат из ЕНПФ составила 170,3 млрд тг — на 18,7% больше, чем в соответствующем периоде годом ранее (143,4 млрд тг). В целом за 2018 год сумма выплат достигла 168,6 млрд тг.
Чистый инвестиционный доход, зачисленный на ИПС вкладчиков с начала года, составил 551,1 млрд тенге. При этом по состоянию на конец октября 2019 года доходность пенсионных активов за последние 12 месяцев для вкладчиков ЕНПФ достигла 8,0%, при инфляции в размере 5,5%. Таким образом, за последние 12 месяцев реальная доходность по пенсионным активам ЕНПФ составила 2,5%.