Из-за массового простоя вагонов казахстанских экспортеров сельхозпродукции на границе с Узбекистаном на традиционных рынках уже проявляется дефицит зерна и муки. Об этом корреспонденту inbusiness.kz рассказал руководитель отдела аналитики Зернового Союза Казахстана Евгений Карабанов.
"Из-за перебоев с поставками нашей продукции на рынках Узбекистана, Таджикистана и Афганистана начинает создаваться дефицит зерна и муки. И, соответственно, если мы не сможем обеспечить их поставку, то эти страны начнут покупать российское зерно и муку, которое едет к ним транзитом. Поэтому вопрос с заторами и приоритетом транзитных грузов является очень серьезным. И его необходимо решать как можно быстрее", - считает эксперт.
По мнению Евгения Карабанова в сложившейся ситуации есть объективные причины. КТЖ открыто говорит о резком увеличении грузопотока, в том числе транзитного, который идет в направлении Узбекистана, Таджикистана, Афганистана.
"Кроме увеличения транзитного потока добавился и сезонный фактор – поставки зерна, угля и других сезонных и востребованных товаров. И в этой ситуации в первую очередь не справилась с объемами узбекская железная дорога, и это все отыгралось у нас", - пояснил аналитик.
Кроме того, по данным эксперта, элеваторы на севере страны заполнены и не могут принять зерно от фермеров, потому что нет отгрузок. И это один из факторов, который дестабилизирует отрасль. Начинается дестабилизация с экспортеров, а заканчивается уже фермерами. По мнению Карабанова, в совокупности все эти факторы вносят сумятицу и нервозность.
"Сегодня вся отрасль дестабилизирована. Именно поэтому очень важно отрегулировать этот момент. Мы давали предложение, что нужно хотя бы точечно ограничить необязательный транзит. И оказать локомотивную помощь Узбекистану, чтобы Ташкентский узел быстрее работал. Так как любой запрет на транспортировку, и серьезные задержки очень сильно бьют по привлекательности казахстанского зерна", - заключил эксперт.
Читайте по теме:
Экспортные товары на миллионы долларов "сгорают" в тупиках Казахстан