Встреча прошла для того, чтобы получить обратную связь от бизнесменов, узнать их мнения и ппредложения по цифровой маркировке товаров, выяснить, с какими барьерами предприниматели сталкиваются в процессе цифровизации, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Центра развития цифровой экономики.
Рабочая группа побывала на Карагандинской обувной фабрике. Глава предприятия Серик Таласбеков сообщил, что при реализации цифровой маркировки фабрика не понесла крупных затрат и технических сложностей. Он поддерживает внедрение цифровой маркировки и считает данную меру необходимой для защиты отечественного товаропроизводителя. При этом Таласбеков отметил, что в Казахстане очень много контрафактной продукции.
"Мы производим спецобувь, и здесь тоже сталкиваемся с контрафактом, не говоря уже про гражданскую обувь. Мы на производстве и ранее проводили свою фирменную маркировку, например, вешали бирки и ставили метки на подошве, а когда столкнулись с цифровой маркировкой, то начали вводить систему, потому что этого просили некоторые наши заказчики, и потому что нам самим важно защититься от контрафакта. Расходы, конечно, есть, но это не сильно большие суммы. А из очевидных плюсов – это однозначная поддержка казахстанских производителей. Если обувь не маркировать, то контрафакт тяжело будет отличить от другой обуви", – рассказал руководитель фабрики.
Далее рабочая группа посетила еще один салон обуви. Его владелица Гульнара Сынбинова считает, что для борьбы с контрафактом необходимо усилить таможенный контроль.
"Первое, что на самом деле бы сработало – это чтобы таможенные сборы были меньше, чем перевозка грузов "черным Карго", то есть без декларирования, без официальных документов. Если официально импортер тратит 40–45% от первичной стоимости товара на официальную растаможку, то при перевозке "черным Карго" оплачивается 20–25% от стоимости товара. Надо уменьшить эту разницу, сделать сборы в том же размере 20–25%. И тогда сразу исчезнет запрос, который порождает серый рынок", – сказала Сынбинова.
Она также предложила продлить сроки маркировки товаров на собственных складах предпринимателей. Это, по ее мнению, удобнее и безопаснее.
"Сейчас по правилам до ноября месяца можно клеить марки у себя в магазине, а после ноября опять на таможенных складах. Честно говоря, я складам вообще не доверяю. Обувь дорогая. Никто никакой ответственности не несет. Потом мы будем судиться годами, если что-то пойдет не так, когда на складах будут вскрываться коробки. Опять же не факт, что они наклеят марки правильно. Получается, что я одна несу ответственность за весь процесс, начиная от производителя и заканчивая конечным пунктом, хотя до меня коробки с товаром будут много раз открываться разными людьми. На своих складах, конечно, удобнее. Товар пришел, мы все сверили, проверили, я несу ответственность, я клею сама. Вся ответственность процесса – на одном предпринимателе", - констатировала владелица обувного салона.
Кроме того, Гульнара Сынбинова предложила, чтобы этикетки с кодом цифровой маркировки печатались за госсчет на таможнях, и затем выдавались бизнесу для нанесения на коробки.
Также она попросила МТИ РК обсудить вопрос адаптации правил маркировки обуви на уровне ЕАЭС – с учетом мнения и предложений казахстанских бизнесменов. Обувной рынок обладает особенной спецификой на каждом этапе ввоза и декларирования товаров, и в рамках нынешних правил союза маркировка товаров сложно вписывается в торговые процессы казахстанского обувного бизнеса. Еще Сынбинова отметила, что "пункты, которые заявлены в правилах маркировки, создают препятствие для предпринимателей".
Рабочая группа приняла все замечания и предложения, их в дальнейшем передадут задействованным структурам.