Мажилисмен Руслан Кожасбаев в своем депутатском запросе заявил, что туристические агентства выражают серьезную обеспокоенность, так как на рынок стремительно заходят крупные цифровые платформы, аффилированные с банками, передает inbusiness.kz.
По его словам, такие платформы обычно предлагают туристские пакеты в рассрочку, оформляют как потребительский кредит, под видом "беспроцентных" займов.
"Учитывая это, предлагаю рассмотреть возможность ограничения или запрета продаж пакетных туров на маркетплейсах в кредит и "рассрочку" как в социально чувствительной, нематериальной услуге, не имеющей механизма возврата. Провести оценку обоснованности налоговых преференций в Astana Hub для компаний, работающих вне сферы IT, особенно, если речь идет о продаже туристских услуг. Провести межведомственный анализ цифровых платформ, аффилированных с банками, реализующих турпродукты в кредит на предмет соответствия законам о конкуренции, защите прав потребителей и предпринимательстве", - сказал депутат.
Он пояснил, что такие условия особенно привлекательны и стимулируют потребительский спрос.
"Обеспокоенность вызывает то, что доля рынка цифровых турпакетов стремительно растет, и доля рынка только одного оператора уже переваливает за 50%, что может быть признано доминирующим положением компании, а такой рынок нуждается в регулировании. Весь поток клиентов цифровых платформ обрабатывают всего несколько компаний, а мелкие турагенты, коих тысячи по РК, остаются вне новой системы оказания услуг, то есть лишаются доходов", - сообщил мажилисмен.
При этом по его словам, в непредвиденных ситуациях за рубежом - а это и отмена рейсов, и изменение визовых правил, экстренные медицинские случаи, наши граждане оказываются один на один с проблемой.
"Цифровая платформа, продавшая тур, не несет никакой ответственности за сопровождение клиента. Это не конкуренция - это асимметрия, подрывающая устойчивость МСБ в сфере туризма и ведущая к безработице для тысяч наших сограждан. Ряд цифровых платформ зарегистрированы в Astana Hub и фактически освобождены от налогов. То есть имеют весомые конкурентные преимущества над классическими туристическими компаниями. Коллеги, речь не о борьбе с технологиями. Речь о защите конкуренции, прозрачности и жизнеспособности рынка. Мы обязаны создать равные условия для бизнеса", - подчеркнул Кожасбаев.
Он также обратил внимание на то, что сегодня министерство туризма и спорта устранилось от выполнения своих регуляторных функций, фактически ситуация пущена на самотек.
Читайте по теме:
Казахстан утвердил принципы экотуризма