Сенатор Талгат Мусабаев предложил передать госфункции по расследованию авиапроисшествий и инцидентов в гражданской авиации в ведение МЧС, сообщает inbusiness.kz.
"Или другой вариант – передать данные госфункции в ведение независимых региональных органов расследования, таких как Международный авиационный комитет или другие региональные организации. Для решения указанных проблемных вопросов необходимо срочно создать независимую комиссию, включая КНБ, которая не будет подотчетна МИИР. В противном случае мы рискуем снова стать свидетелями череды авиационных происшествий и инцидентов, несущих тяжелые последствия", – заявил он.
До сих пор, по его словам, вопросы обеспечения системы надзора и контроля в этой сфере, а также расследования авиационных происшествий являются критическими.
"Я бы хотел подробно остановиться на двух проблемных вопросах. Первое. О безопасности в сфере гражданской авиации и в сфере безопасности полетов. В цивилизованном мире принято, что госфункции сертификации, контроля и надзора разделены между разными госорганами. Это делается, чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями при выполнении госфункций. Не принятие этого принципа в итоге приводит к снижению уровня безопасности полетов с тяжелыми последствиями", – отметил он.
На сегодняшний день в Казахстане законодательно госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации закреплены за уполномоченным госорганом – комитетом гражданской авиации (КГА), продолжил депутат.
"Однако фактически они переданы субъекту коммерции – Авиационной администрации Казахстана. Таким образом, КГА самоустранился от исполнения возложенных на него госфункций. Хочу особо подчеркнуть тот факт, что важные госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации нашей страны переданы иностранному гражданину. Так, в настоящее время КГА фактически является органом без этих госфункций, что ставит вопрос вообще целесообразности этого комитета", – подчеркнул сенатор.
Он предложил вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации в комитет.
"А поскольку Авиационная администрация Казахстана уже создана, то оставить ему функции по сертификации. Или другой вариант – придать ему статус госоргана. То есть госучреждения со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью, возложив на него исполнение госфункций", – сказал депутат.
Второй вопрос – расследование авиационных инцидентов и происшествий. В настоящее время идет процесс незаконного лоббирования передачи опять же в Авиационную администрацию Казахстана еще одной важной госфункции – расследование авиапроисшествий и инцидентов, которое осуществляет условно самостоятельное управление расследования авиапроисшествий и инцидентов при МИИР, уточнил он.
"Однако этим должно заниматься независимая от уполномоченных органов организация. Что позволит достичь требуемой независимости процесса расследований. И это согласуется с позицией ИКАО для стран, которые могут не обладать необходимыми ресурсами для выполнения своих обязанностей по расследованию, такими как Казахстан", – резюмировал Мусабаев.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!