Бланки разрешений на въезд грузового транспорта в страны ЕС незаконно продают перекупщики. Получить легально эти бланки казахстанские компании в большинстве своем не могут: в инспекциях транспортного контроля ссылаются на их дефицит. В результате бизнесмены остаются без работы, а на их место приходят иностранные фирмы под видом казахстанских. Как решить проблему, выяснял Atameken Business.
В крупной транспортной компании Валерия Сусаренко сегодня непростые времена. Из 70 фур здесь простаивает более половины. Причина – в отсутствии разрешений на въезд грузового транспорта в страны ЕС. Так называемые "дозвола" забирают новые игроки на рынке. Сусаренко говорит, весной этого года в Казахстан пришли российские и белорусские транспортные фирмы, которые попали под санкции. Они регистрируют здесь десятки фиктивных компаний под видом отечественных, берут на них бланки разрешений и потом перепродают на черном рынке.
"Одна такая фирма, которая имеет филиалы около 100 компаний по Казахстану, выбирает порядка 2-3 тысяч дозволов. При этом они оплачивают за один дозвол при получении 1 МРП+но продают они по 500-700 долларов за один дозвол", - говорит глава транспортной компании Валерий Сусаренко.
По мнению Сусаренко, казахстанские перевозчики от такой недобросовестной конкуренции никак не защищены. Выяснить, насколько легально работают такие фирмы-однодневки, невозможно из-за запрета на проверки МСБ. А сам механизм регистрации транспортной компании для иностранцев такой, что позволяет без особых финансовых и временных затрат открыть фирму на территории Казахстана и вытеснить отечественных грузоперевозчиков.
"Наши водители остаются без работы. Мы в этом году уже потеряли человек 15 водителей. Они просто бросили машины, ушли, сказали, зачем мы будем стоять у вас месяцами на базе при том, что зарплаты нет", - отмечает Валерий Сусаренко.
компании костанайца Алдана Менкеева с весны уже дважды уходили до 70 процентов водителей-дальнобойщиков. Причина – все в том же отсутствии бланков разрешений на въезд в страны ЕС. Сейчас у него в рейсе всего две машины, бОльшая часть стоит без дела на базе.
"Сегодня я был в инспекции транспортного контроля, я сказал, вы сами толкаете меня на такое нарушение. Я открою в Костанае 10 предприятий ТООшек фиктивных, открою в каждой области. И буду получать дозвола, я не буду их продавать, я буду их для своих машин. Нет такой статьи, чтобы привлечь меня к ответственности. Получается, государство само толкает граждан на нарушение закона", - отметил глава транспортной компании Алдан Менкеев.
Перевозчики просят запретить компаниям с иностранным участием получать международные бланки разрешений, не имея как минимум двухлетнего опыта работы в нашей стране. Другое предложение – разрешить работать только перевозчикам, которые имеют в собственности машины. Тогда рынок можно очистить от фиктивных фирм, занимающихся нелегальной продажей бланков.