Реформировать КТЖ требует мажилисмен

821

В 2024 году КТЖ заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%. 

Реформировать КТЖ требует мажилисмен  Фото: inbusiness.kz

Мажилисмен Мукаш Искандиров озвучил депутатский запрос, касающийся работы национального перевозчика АО "НК "Қазақстан темір жолы", передает inbusiness.kz.

"Наш депутатский запрос касается установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети (далее - МЖС) для экспортных перевозок. С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза. Только в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды. В 2024 году состоялось повышение на МЖС на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%", - сказал он.

Но поданная в комитет по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги МЖС  для экспортных перевозок – в 3,89 раза в 2024 году, и в 4,42 раза в 2025 году, вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств, добавил депутат.

"Учитывая, что в общем тарифе на жд перевозки МЖС занимает в среднем 60%, его увеличение приведет к увеличению общего тарифа в 2,3-2,7 раза! Это даже не процентное увеличение, а кратное! Подача  заявки на повышающие коэффициенты стала возможной благодаря введению в действие приказа министра национальной экономики №179 от 27 ноября 2023 года, "О внесении  изменений и дополнений в приказ министра национальной экономики РК от 19 ноября 2019 года №90 "Об утверждении правил  формирования тарифов", где добавлен пункт позволяющий КТЖ  применять повышающий коэффициент для "получения доходов для возврата основного долга по привлеченным кредитным ресурсам", - уточнил Искандиров.

Согласно сведений КТЖ в поданной заявке на установление максимальных индексов к тарифам МЖС, предполагается получить доход от МЖС по экспортных перевозкам с учетом повышающего коэффициента в размере 535 075 511 тыс.тенге, вместо 137 027 972 тыс. тенге, заявленных при утверждении основного тарифа МЖС. За счет этого дохода предполагается погашение основного долга в размере 179 631 766 тыс. тенге, добавил он.

"Почему отечественные экспортеры должны принимать на себя обязательства по кредитным ресурсам КТЖ, не учтенных в составе тарифа? Если погашение основного долга не включено в тариф, значит оно не связано с целевой деятельностью? Как правительство контролирует кредитную нагрузку национального перевозчика, в том числе привлечение заемных средств, которые потом оказываются неучтенными в тарифах и их последующее погашение? Прошу предоставить информацию о целевом использовании кредитных ресурсов, не связанных с целевой деятельностью, и о реализации этих проектов, на которые были привлечены эти заемные средства", - возмутился депутат.

Логика столь кратного повышения тарифов выглядит довольно странно ввиду последних заявлений руководства КТЖ о четырехкратном росте прибыли компании за предыдущий год к уровню 2022 года, а также о принятых решениях о предоставлении скидок на транзит грузов иностранных отправителей по территории Казахстана на 2024 фрахтовый год, направленные КТЖ-Грузовые перевозки всем железнодорожным администрациям в декабре 2023 года, подчеркнул он.

"При этом предусмотренные в вышеуказанном приказе механизмы предоставления скидок к предельному уровню тарифов по заявлению потребителей создают основу для еще большей коррупционной деятельности Национальной железнодорожной компании, так как руководство КТЖ получает право решать судьбу экспорта той или иной отрасли экономики. В связи с вышеизложенным: считаем необходимым приостановить действие приказа министра национальной экономики №179 "Об утверждении правил формирования тарифов". В целях создания равных возможностей участникам грузоперевозок необходимо реформирование КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций Национального оператора инфраструктуры с передачей компетенции управления Национальным оператором инфраструктуры в ведение министерства транспорта РК", - предложил Искандиров.

По его словам, непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями Национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов, а также запланированное на 2025 год ввод КТЖ на IPO усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, повышают риски не вывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры.

Читайте по теме:

В Казахстане предложили проверить работу КТЖ в сфере экспортных и транзитных перевозок

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться