В условиях экономической неопределенности и низких цен на энергетические ресурсы малый и средний бизнес может стать ключевым инструментом обеспечения и поддержки роста экономики. Казахстан делает ставку на интенсивное развитие сектора МСБ, который играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства, сообщает официальный сайт бизнес-омбудсмена.
В этой связи особую значимость приобретают результаты анализа по субфактору "Общее состояние экономики и рынка в регионе" рейтинга "Деловой климат". О детальном анализе данного фактора рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
В целом по результатам 2019 года в Казахстане отмечается высокий разброс оценок параметров – от 2,22 до 2,76, то есть 0,5 п.п. при четырехбалльной шкале. По словам бизнес-омбудсмена, это говорит о неравномерности развития экономики и рынка регионов.
По мнению предпринимателей, общее состояние экономики и рынка выше в Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях, ниже – в ВКО, СКО и Жамбылской области .
"Как показал опрос, ни по одному из параметров субфактора не произошло существенных улучшений. Показатель "стало лучше" не превысил 50%. Тем не менее, по такому показателю, как "Общее состояние и развитие логистической инфраструктуры (дорог, развязок, тупиков, стоянок, складов)" половина опрошенных отметила улучшение, а пятая часть назвала изменения большими достижениями", – поделился Рустам Журсунов.
Получается, по таким субфакторам, как активность бизнеса (появление новых предприятий, количество сделок, объем рынка и покупательская способность) и научно-технический и производственный потенциал региона, состояние и развитие энергетики и коммунальных систем, значительная часть предпринимателей (41% и 45% соответственно) не заметила никаких изменений, только в Атырауской области большинство предпринимателей отмечают изменения в сторону улучшения (2,95).
Самая низкая оценка ("депрессия") чаще всего (12%) звучала в отношении таких параметров, как активность и количество работающего населения, социальное самочувствие и общее экономическое положение населения. При этом регионы с низкой оценкой социального самочувствия – г. Алматы, Костанайская и Жамбылская области.
Как отмечалось ранее, целью исследования является анализ и сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана с изменением подходов исследования от "поиска виновных" и "наказания" к созданию условий для обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса в Казахстане и возможности принятия решений для лучшего бизнеса.
В этой связи в ходе анализа применен фокусированный подход, который предполагает, что ставка делается на успешных компаниях, потенциальных лидерах отрасли, которые уже достигли определенного успеха в бизнесе и, на основе своего опыта и знаний, могут составить профессиональную (объективную) картину по своей отрасли. Оценки начинающих и неуспешных предпринимателей в большей степени субъективированы и менее профессиональны при оценке условий ведения бизнеса в силу отсутствия значимого опыта и истории реального успеха.
На основе такого анализа нам удалось выяснить, что в региональном разрезе бизнес по-разному оценивает индикаторы состояния рынка и ресурсов.
Так, к примеру, несмотря на сравнительно низкие оценки по рассматриваемую субфактору в Жамбылской области достаточно высоко оценены индикаторы по изменению доступности открытия новых банковских филиалов, центров обслуживания, новых финансовых услуг и развитию мобильных цифровых услуг по ведению счетов, платежам и т.д. По данному индикатору требует детального изучения практика города Нур-Султана, который набрал рекордно высокие баллы (3,02) в сравнении с Северо-Казахстанской областью (2,31).
По мнению респондентов, несмотря на общее лидерство по субфактору - Атырауской области рекомендуется перенять опыт Мангистауской и Туркестанской областей в части повышения активности и количества работающего населения, социального самочувствия населения и общего экономического положения населения.
Однако, статистика говорит само за себя. Так, Атырауская область (109%) наряду городом Нур-Султан (128,2%), Кызылординской (113,1%), Восточно-Казахстанской (109,6%) и Мангистауской (108,7%) областями входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП.
По темпу роста численности занятых действующих МСП Мангистауская область замыкает список 5 наиболее успешных регионов. Туркестанская область занимает относительно хорошую позицию (8-место) с баллом 1,78 при среднем значении по стране 1,96 баллов. Данное свидетельствует о наличии определенной корреляции статданных с настроением и мнением бизнеса.
Примечателен опыт Костанайской области в части высокого уровня конкуренции в сегменте бизнеса по уровню появления новых товаров и услуг. Ни для кого не секрет, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, динамичного движения вперёд всей страны. Поэтому необходимо постоянная работа по переформатированию "советское мышление" чиновников, стремящихся к созданию монополий. В особенности на развитие конкуренции и появлению новых товаров стоит обратить внимание Северо-Казахстанской, Алматинской областям и г. Алматы.
Развитая логистическая инфраструктура и удобные транспортные развязки, инфраструктурно подготовленные к использованию стоянки и склады, являются отличительной чертой южной столицы – города Алматы. Помимо города Алматы, в тройку лидеров по данному индикатору можно отнести Атыраускую и Павлодарскую области. Это значит, представителям других областей и городов, в особенности Костайской области есть чему поучиться у вышеназванных регионов.
По мнению респондентов, наиболее активный бизнес сосредоточен в Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях. Эти регионы лидируют по появлению новых предприятий, количеству сделок, объему рынка и покупательской способности. Субъективная оценка, отчасти, подтверждается данными официальной статистики. Так, к примеру, Кызылординская и Атырауская области входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП, с баллами 2,22 и 1,74 соответственно.
Предприниматели Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей наиболее позитивно оценивают прибыльность бизнеса в своем регионе. Как известно, рост прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень налоговых поступлений. Однако, здесь "мягкие" данные не сошлись с "твердыми" данными. Так, по темпу роста объемов налоговых поступлений от субъектов МСП лидируют Туркестанская, Алматинская и Карагандинская области. Если средний темп роста по объему налоговых поступлений составляет 126,4%, то в Туркестанской области - 143,7%, Алматинской - 132,6% и Карагандинской - 127,1%. В то время, как темп роста данного показателя Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей ниже среднего значения по стране.
Инвестиционная активность регионов порой внушает большую тревогу, поскольку отмечается нарастание диспропорций и снижение качества управления инвестиционными процессами. Тем не менее, имеются регионы с достаточно высокой инвестиционной активностью государственных и частных инвестиций. По мнению предпринимателей, это – Костанайская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области. Здесь опрос также частично коррелируется со статистикой. Так, Западно-Казахстанская (129,2%) и Павлодарская (126,7%) области входят в тройку лидеров по данному показателю. По темпам роста внешних инвестиций в основной капитал МСП лидирует город Шымкент (139,1% и 4,00 балла).
Вместе с тем, нами проанализирован темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора. В данном показателе мнение предпринимателей Павлодарской области частично совпали со статистикой, то есть регион входит в пятерку лидеров, получив 2,77 балла. Темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора в Павлодарской области составил 138,7% при среднем значении по республике 118,3%.
При этом депрессивный настрой по инвестиционной активности наблюдается в Жамбылской области (1,73), 50/50 подтверждается официальной статистикой. Так, если по росту внешних инвестиций в основной капитал МСП занимает пятое место в рейтинге, то по темпу роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора – 13 место. Данное свидетельствует о недостаточном уровне осведомленности либо о неправильной политике МИО при привлечении и размещении инвестиционных ресурсов.
Законы работают – результаты борьбы с коррупцией дают положительные изменения отмечают предприниматели в большинстве своем Костанайской, Западно-Казахстанской, Кызылординской областях, изменений по борьбе с коррупцией не замечают в Жамбылской области.
Конечно, мы понимаем, что сегодняшнее различия между регионами Казахстана имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственно-хозяйственные корни. Необходимо отметить, что региональные различия не должны служить барьерам для развития МСП региона и страны, в целом. Наоборот, должны быть использованы как потенциал для диверсификации экономики региона.
"Отсюда вытекают рекомендации о необходимости адаптации стратегии государственных программ развития к условиям региональной экономики и местных рынков, а также развитию научного и производственного потенциала с учетом региональных особенностей", - подытожил бизнес-омбудсмен.